вторник, 29 апреля 2008 13:13

Голда Меир выкуривала две пачки сигарет в день

3 мая 1898-го в семье киевских евреев Мойше и Блюми Мабовичей в небольшом деревянном домике на ул. Бассейной, 5а родился седьмой ребенок. Девочку назвали Голдой.

Семья бедствовала. Пятеро детей умерли маленькими.

— Ничего не хватало, — вспоминала Голда , — ни еды, ни одежды, ни тепла в доме.

В ее памяти навсегда остались еврейские погромы, которые устраивали российские черносотенцы. Отец поехал искать счастье в Америке. Найдя работу, вызывает туда семью — жену Блюму и дочек — 17-летнюю Шейну и 8-летнюю Голду .

Мойше работал плотником и рабочим на железной дороге в городе Милоуки, штат Висконсин, на севере США. Его жена открыла бакалейный магазин. Голду отдали в школу. Вскоре Шейна вышла замуж и выехала в Денвер. А 14-летнюю Голду родители решили посватать за 30-летнего страхового агента. Но она не захотела выходить замуж и убежала к сестре, чтобы доучиться в школе.

Голда увлекается сионизмом. Сторонники этого движения призывали евреев объединяться и возвращаться на историческую родину, в Палестину. В 17 лет она вступает в организацию "Рабочие Сиона", выступает на митингах, а ночью занимается с еврейскими иммигрантами английским.

На сионистские собрания приходил и 19-летний Моррис Мейерсон, семья которого эмигрировала в Америку из Литвы. Его отец рано умер. Парень был вынужден рисовать вывески, чтобы прокормить мать и трех сестер. Моррис и Голда начали встречаться.

— Мне нравились его энциклопедическая образованность, мягкость, ум и чувство юмора, — вспоминала Меир.

Зимой 1918-го Голда вышла замуж за Морриса. Вскоре решает ехать в Палестину. Муж колеблется, но Голда непреклонна, и Моррис поддается на ее уговоры. Два года Голда путешествует по Америке, собирая деньги, чтобы оплатить поездку в Тель-Авив. Уговаривает сестру присоединиться. Шейна оставляет мужа в Соединенных Штатах и вместе с Голдой, Моррисом и двумя своими детьми садится на корабль "Покахонтас". Он вышел в море 23 мая 1921-го. Кроме Мейерсонов, на борту было еще 20 сионистов.

На корабле голодали, во время мятежа убили капитана, а его брат сошел с ума. 14 июля 1921-го путники, полуголодные и без багажа, наконец прибыли в Тель-Авив — тогда маленький городок среди пустыни. Спутники Голды впали в отчаяние. Многие из них впоследствии вернулись в Соединенные Штаты.

Мейерсоны вступили в село-коммуну — кибуц — в Мерхавии. Жители болели малярией. Не было туалета, вода быстро загрязнялась, а продукты портились. Но Голда не отчаивалась. Она собирала миндаль, выращивала цыплят, присматривала за детьми, преподавала английский, а сама изучала арабский и иврит. Вскоре ее избрали в руководящий комитет кибуца.

Моррис начал болеть. Голда хотела ребенка, но тот не решался заводить детей в таких условиях. Супруги отправились в Тель-Авив. В 1923-ем в них родилась дочка Сара, а через три года — сына Менахем. В кибуц Моррис возвращаться не захотел.

Меир работает в Иерусалиме секретарем Женского трудового совета и держит прачечную. В 1924-ом Голду назначают казначеем. Она начинает ездить на международные конференции. Ее называли Золотой Девушкой сионистского движения. Жила по-спартански — без электричества, газа, телефона, спала на кушетке. До конца жизни не оставила привычки выпивать до 20 чашек кофе в день и выкуривать две пачки сигарет.

В 1928-ом она встречает 39-летнего Залмана Шазара — будущего третьего президента Израиля. С тех пор с Моррисом живут отдельно, хоть никогда официально не расставались. Шазар становится ее политическим наставником и любовником. Он обещает расстаться и жениться на Меир, но так и не сдержал слова.

Любовниками Меир были лидеры сионистского движения Давид Бен-Гурион, Давид Ремез, Берт Кацнельсон, Залман Аранн и Генри Ментор. Все они помогали ей делать политическую карьеру. Ремез всю жизнь любил Голду , добился для нее многих должностей в партии. По словам Меир, он был ее "компасом". Кацнельсон, которого называли Сократом Израиля, в 1930-х назначил ее на первую ответственную должность — главы департамента взаимопомощи. Меир говорила, что Аранн привнес в ее жизнь фантазию. Ментор стал ее наперсником и любовником, когда она в Америке собирала деньги для израильской армии.

В 1946-ом ООН проголосовала за деление Палестины на арабскую и еврейскую части и независимость Израиля. Но вскоре король Иордании Абдалла заявил, что арабы готовы пожертвовать 10 млн. своих жизней, чтобы уничтожить полмиллиона евреев в Палестине. Чтобы предотвратить войну, Меир решила встретиться с правителем. Переоделась арабской женщиной и перешла границу. Король спросил, почему она с таким нетерпением борется за независимое государство.

— Я не думаю, что 2000 лет можно воспринимать как "большая спешка", — ответила Голда .

Она сказала Абдалле: если будет война, Израиль в ней победит.

Жила без электричества, газа, телефона, спала на кушетке

— Это была самая большая моя дерзость, — говорила.

Израильские солдаты на линии фронта просили у Меир разрешения оставить свои посты, потому что для обороны рубежей им нужны были танки. А те стоили $10 млн.

— Хорошо, — ответила. — Вы остаетесь, а я достану 10 миллионов на ваши танки.

Позже говорила:

— Это был блеф. Откуда бы я взяла те 10 миллионов долларов?

Голда Меир немедленно направилась в Америку, чтобы добыть эти деньги. И за три месяца собирает $50 млн. По тем временам эта сумма втрое превышала годовую добычу нефти в Саудовской Аравии.

Возвращается из США крайне истощенной. 13 апреля 1948-го у Голды происходит сердечный приступ. Но она быстро приходит в себя и уже 14 мая ставит свою подпись под Декларацией независимости Израиля.

Впоследствии Голда Меир была послом в Советском Союзе, министром иностранных дел и премьер-министром Израиля. Когда 10 апреля 1974 года пошла в отставку, ей было почти 76. Меир всегда говорила, что пожертвовала семьей ради карьеры.

— Знаю, что мои дети, когда были маленькими, много страдали из-за меня, — признавалась на склоне лет.


 

Маргарет Тетчер была второй "Железной Леди"

 

5 сентября 1972-го в 3.30 утра в один из домов Олимпийского поселка ХХ Олимпиады в Мюнхене ворвались восемь вооруженных боевиков палестинской организации "Черный сентябрь". Они захватили в заложники 11  израильских спортсменов. Вместо этого требовали освободить сотни боевиков из израильских тюрем. Переговоры длились около 20 ч. Террористам пообещали выполнить их условия. Автобус доставил боевиков и заложников в аэропорт. Там немецкие полицейские попытались спасти спортсменов. Однако террористы девять заложников расстреляли.

После трагедии Голда Меир дала распоряжение службе безопасности "Моссад" готовить акцию мести. Операция получила название "Божий гнев". Причастных к гибели спортсменов приговорили к казни. На протяжении 1972-го "Моссад" ликвидировал 13 боевиков. Перед каждым уничтожением "моссадовцы" якобы получали разрешение лично от премьера. Одно из главных условий "Божьего гнева": не ставить под угрозу жизни других людей, родственников, жен и детей террористов. Название "Железная Леди" Голда Меир получила задолго до Маргарет Тетчер.

1898, 3 мая — Голда Меир родилась в Киеве в семье плотника Мойше Ицхака Мабовича
1906 — эмигрирует с семьей в США
1917, 27 декабря — выходит замуж за Морриса Мейерсона
1921 — эмигрирует с семьей в Палестину
1923, 1926 — рождаются дети Сара и Менахем
1948, сентябрь — становится первым послом Израиля в СССР
1969, 27 марта — избранна четвертым премьер-министром Израиля
1978, 8 декабря — умирает в Иерусалиме, похоронена на горе Герцль в западной части города

Сейчас вы читаете новость «Голда Меир выкуривала две пачки сигарет в день». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть