"Я не визнаю родичання "за калом", я визнаю родичання тільки "за духом", — эти слова классик украинского искусства Иван Петрович Кавалеридзе сказал в 1977 году, когда ему было 90. Возможно, блестящему скульптору, кинорежиссеру, драматургу, живописцу суждено было пережить десятилетие репрессий и войн именно потому, что он пытался говорить с людьми только об искусстве. На болтовню о политике не реагировал. А когда переходили "на какую-либо астрономию", начинал моргать глазами и делать вид, будто засыпает.
Классик жил в двухкомнатной квартирке на третьем этаже дома по улице Красноармейской, 12 в Киеве. Как-то к нему пожаловал один из родственников:
— Тю, что ты за народный артист — ни хрусталя у тебя, ни мебели путевой!
Иван Петрович стал в позу Андрея Первозванного на Михайловской площади, протянул ладонь к дверям и сказал:
— Будь здоров!
Прозвище "Бешеный Иван" Кавалеридзе часто оправдывал. А того мраморного Андрея Первозванного, единственную из всех фигур на памятнике княгине Ольге, вырезал в 1910 году не Кавалеридзе, а его однокурсник в Киевском художественном училище Петр Сниткин. Остальное — дело рук тогда 23-летнего Кавалеридзе.
"Родственникам по духу" иногда хватало единственной фразы Ивана Петровича, и она сопровождала их всю жизнь, как благословение. В середине 1960-х диссидентка Алла Горская притащила к нему молодого живописца и скульптора Бориса Плаксия. Кавалеридзе взглянул на его эскизы и сказал только: "Когда бы это увидели мастера прошлого, они бы сказали вам "спасибо". Спустя 40 лет скитаний Плакси я действительно признали.
Маму Килину Лукиничну из казацкого рода Кухаренков Иван почти не помнил. Отец Петр Васильевич передал сыну корни в фамилии — "кавалер, рыцарь, кавалерист". Это особенно проявлялось в его отношении к женщинам — он зажигался, как пламя. И ему отвечали взаимностью. Из четырех детей — дочерей Евгении и Нины, сына Бориса и внебрачной Елены — пережили отца только старшая Евгения и младшая Елена. В биографии "кавалера Ивана" нет ни одной обиженной женщины. Совсем молоденькая Людмила Гурченко сыграла главную героиню в его фильме "Гулящая" и вспоминает о 74-летнем на то время режиссере с глубоким уважением.
Что ты за народный артист — ни хрусталя у тебя, ни мебели путевой
Итак, "Кавалер-идзе". Хотя некоторые работы Ивана Петровича подписаны фамилией "Кхваридзе". Управитель генеральского имения на хуторе Ладанском Василий Кхваридзе-Кавалеридзе походил из грузинских крестьян в четвертом поколении. Рассказывают, вроде бы любовница генеральского прадеда была грузинкой, и по ее требованию господин выписал из Грузии несколько крестьянских семей.
Кавказский темперамент у "Деда", как называли Ивана Петровича, соединился с казацким. Иван был старшим из трех синовей Петра Васильевича Кавалеридзе. Младший, самый тихий, Николай осел во Львове и работал в финансовой сфере. Средний Владимир стал почвоведом, возглавлял исследовательское учреждение в Житомире, остался при должности при "других немцах" и вынужден был эмигрировать в Латинскую Америку. Там принимал в своем жилище во время гастролей хор имени Веревки, писал брату письма в Киев. Но тот рвал их. У Ивана Петровича и так хватало проблем с органами...
От самой Февральской революции 1917 года в Петрограде "мир ловил, но не поймал" Ивана Кавалеридзе, как за полтораста лет до этого его "родственника по духу" Григория Сковороду.
Вчерашний скульптор и киношник некоторое время был комендантом Царского Cела, став выдвиженцем "солдатских комитетов", и фактически отвечал перед Временным правительством за охрану царской семьи. Перед самим Октябрьским переворотом Кавалеридзе оказался в Киеве. Кое-кто считает его нелегальным эмиссаром от правительства Керенского в Центральную Раду. Именно тогда начали ставить памятники Тарасу Шевченко по всему Левобережью.
В кино Кавалеридзе едва ли не первым в Украине вывел народ времен казачества как действующее лицо. Его " Колии вщина" вышла на экраны в год Голодомора. Это была первая масштабная кинокартина из истории Казачества ("Звенигора" Александра Довженко просто ссылалась на нее).
Во время съемок " Колии вщины" Кавалеридзе встретил свою подругу и музу Надежду Капельгородску. Она была дочкой расстрелянного в 1938 году "за клевету на НКВД" поэта и сатирика, работала в вокально-инструментальном ансамбле в Полтаве. С первой женой, Викторией, Иван Петрович обручился в Ромнах еще в 1912-м и через три года развелся, когда "ушел в кино, как в монастырь". Перед Первой мировой войной он работал на "Золотой киносерии" продюсера Тимана, "московского немца".
Юлия Солнцева поссорила Кавалеридзе с Корнийчуком
Когда в 1941 году он прибыл в Киев с оккупационной властью, то предложил Кавалеридзе возглавить все местное кинопроизводство. Иван Петрович ушел от ответа, но "пребывание в оккупации" ему все равно вспоминали не раз. Даром, что сын Игорь и пасынок Борис погибли на фронте, а дочку Нину от первого брака казнили в Харькове за связь с партизанами. Слишком свободолюбивым был Кавалеридзе в общем "крепостном театре" деятелей советского искусства.
Сталин еще в 1935 году увидел в его фильме "Прометей" проявления "кавказского сепаратизма" (там чеченские повстанцы побили российских солдат). Хрущов, уже в 1963-м, назвал революционные монументы Ивана Петровича "проявлениями кубизма". Александр Довженко заочно обещал лично пристрелить "изменника Кавалеридзе", когда будет освобожден Киев. Но когда увидел бедность, в которой жил непроизвольный соперник по творчеству, дал задний ход. Зато жена Довженко Юлия Солнцева поссорила Кавалеридзе с Александром Корнийчуком. И режиссер не снял по его сценарию фильм о Богдане Хмельницком.
Относительно спокойно Ивану Петровичу позволяли экранизировать только классические украинские оперы. Здесь ему не было равных. И актерский талант Степана Шкурата открыл Кавалеридзе, а не Довженко в фильме "Земля". Шкурат еще с начала 1920-х годов работал под его руководительством в Роменском пове товом театре. А уже в 1937-м пел "под фанеру" в его "Запорожце за Дунаем", хотя имел оперный голос.
Иван Петрович общался с многими, но вызвать его на дружескую откровенность было почти невозможно — давала знать о себе "советская школа выживания". Он любил простую пищу, а во время войны угощал гостей пшенным кулешом и морковным эрзац-кофе. К алкоголю относился сдержанно.
Возможно, поэтому работал до самой смерти. Уже на 90-м году жизни создал скульптурного "Сковороду на Подоле". Единственное, что удалось партийным цензорам — обуть босого философа в российские " лапти" и забрать из его рук Библию.
1887, 14 апреля — Иван Кавалеридзе родился на хуторе Ладанском Роменского уезда Полтавской губернии (теперь село Новопетровка Роменского района Сумской области) в семье переселенца из Грузии Васо Кхваридзе
1896–1899 — учится в начальной земской школе
1899–1905 — в частной гимназии Валькера в Киеве
1906–1909 — учится в Киевском художественном училище: сначала по классу архитектуры, затем — по классу лепки; подрабатывает статистом в оперном театре
1909–1910 — в Санкт-Петербургской академии искусств
1910–1911 — учится в частной скульптурной студии Аронсона в Париже
1910 — вместе со скульптором Сниткиным и архитектором Рыковым выиграли конкурс на лучший проект памятника княгине Ольге в Киеве (открыт на Михайловской площади в августе 1911 года, разобран в 1923-м, восстановлен в 1996-м)
1915–1917— служба в российской армии
1928–1933 — работает режиссером на Одесской кинофабрике
1932 — женится на Надежде Капельгородской (1904–1984)
1934–1941 — режиссер студии "Украинфильм" в Киеве
1944–1948 — старший научный сотрудник отдела монументальной архитектуры Академии архитектуры УССР
1957–1962 — режиссер Киевской киностудии имени Довженко
1978, 3 декабря — умер в Киеве, похоронен на Байковом кладбище
Снял кинофильмы " Колии вщина" (1933), "Прометей" (1935), "Наталка Полтавка" (1936), "Запорожец за Дунаем" (1937), "Григорий Сковорода" (1958) "Гулящая" (1961). Поставил пьесы "Вотанов меч" (1962–1966), "Первая борозда" (1969). Его памятники Тарасу Шевченко можно увидеть в Полтаве, Сумах, Ромнах Сумской области, памятник Сковороде стоит в Лохвице на Полтавщине, Петру Запорожцу — в Белой Церкви Киевской области
Комментарии
6