"Всем лагерем смотрим "Семнадцать мгновений весны". Сейчас только и разговоров, что об этом фильме. Благодаря тому, что ты в нем сыграл ближайшего соратника Гитлера — Бормана, я здесь стала очень популярна, — писала 18 августа 1973 года из детского лагеря "Светлячок" в Рязанской области 11-летняя Татьяна Визбор своему отцу — актеру Юрию Визбору. — Одни ходят поздравляют, сама не пойму с чем, другие увлекаются, а третьи угрожают. Например, шестой отряд обещал отколотить меня, если ты там что-то не то сделаешь. Так что ты не очень свирепствуй. Для меня это вопрос жизни и смерти".
В начале 1970-х режиссеру Татьяне Лиозновой в руки попал журнал "Знамя", где был опубликован роман "Семнадцать мгновений весны" Юлиана Семенова.
— Чем дальше я читала, тем больше мороз ходил по коже, — вспоминала. — Это было мое кино. Поняла, что хочу снимать. Но Юлиан Семенов на это мое заявление только глянул удивленно: "Тай, да ты что, я продал сценарий на "Ленфильм". Уже и деньги получил". Я не растерялась и воскликнула: "Мне начхать, продан сценарий или нет, но этот фильм буду снимать я! И точка". И тогда Юлиан сделал настоящий поступок: послал телеграмму председателю комитета по телевидению, где сообщил, что отзывает сценарий из "Ленфильма" и передает его мне на студию имени Горького. Причем деньги сразу вернул.
Когда же Лиознова раскрыла присланный сценарий, испугалась: там все было не так, как в книжке. На каждой странице — по пять трупов. Семенов в это время спокойно поехал на охоту, и режиссер сама села переписывать текст. Есть сцены, которые принадлежат ей. Например, встреча Штирлица с женой в кофейне "Элефант". Один из разведчиков, который консультировал ее при создании фильма, рассказал, что иногда ему устраивали свидание с женой в гостиницах: двойные номера, ключи заготовлены предварительно, чтобы не брать у портье. Одна ночь, и все. А как-то увидел жену в окне поезда. Она промчала мимо него, а он не успел даже махнуть рукой с перрона.
На роль Штирлица пробовали несколько актеров. Среди них был Иннокентий Смоктуновский. Он тогда жил в Ленинграде. Съемки же должны были длиться больше двух лет — его это не устроило. Лиознова хотела снимать Арчила Гомиашвили, с которым у нее был роман, — он в 1971-м сыграл Остапа Бендера в фильме Леонида Гайдая. Но "наверху" брать грузина на роль советского разведчика запретили. И тогда пригласили Вячеслава Тихонова. На Мюллера сначала выдвинули кандидатуру Всеволода Санаева — он воплощал в кино образы советских полковников, генералов, председателей колхозов.
— Я секретарь партийной организации "Мосфильма", поэтому фашиста играть не буду, — категорически отказался тот. Вызвался Леонид Броневой. В первый съемочный день он пришел на площадку от свадебного стола — женился. Позже рассказывал, что по ночам молодая жена помогала ему учить слова.
Первым ленту посмотрел тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов. Попросил убрать из титров фамилии консультантов из Лубянки, поскольку это были действующие офицеры разведки. Выдумали им псевдонимы.
Премьера на телевидении 12-серийного фильма "Семнадцать мгновений весны" состоялась с 11 по 24 августа 1973 года. После первой же серии новость о фильме о советском разведчике облетела всю страну. На время показа улице опустевали, а в магазинах можно было купить без очередей все — покупателей не было.
— Такая популярность была неожиданной. Ленту же никак не рекламировали, — вспоминала Татьяна Лиознова. — В один из премьерных дней позвонила какая-то москвичка: благодарила за фильм, потому что уже несколько дней ее муж сидит дома и не пьет, как и все его друзья-алкаши. Леонид Брежнев каждый вечер сидел у телевизора, не пропускал ни серии. Даже плакал. Однажды расчувствовался, побежал к домашней аптечке, но вместо сердечных капель ошибочно схватил слабительное. А как-то Леонид Ильич позвонил по телефону актрисе Екатерине Градовой, которая играла радистку Кэт. Расспрашивал о здоровье, о детях — так разволновался. Приказал своим помощникам немедленно разыскать настоящего Штирлица и достойно наградить его. Андропов объяснил, что Штирлиц — персонаж вымышленный. "Жаль", — покачал головой генсек.
После показа сериала некоторые актеры мигом стали знаменитостями. Например, Екатерина Градова в дни премьеры фильма выскочила из дома, чтобы погулять с собакой Марфушей и купить продуктов в гастрономе. Актрису окружила толпа восторженных поклонников, люди кинулись целовать ее, обнимать, просить автографы. У многих не было под рукой ни клочка бумаги, поэтому актриса расписывалась на рубашках, пиджаках, блузках. Почти 2 часа Градова простояла, прижатая к прилавку, пока продавцы не вызвали милицию. За это время ее муж Андрей Миронов чуть не сошел с ума, ведь жена вышла из дома на минуту.
Через несколько месяцев после показа режиссеру принесли 12 мешков писем от зрителей.
— Каждый в Штирлице видел себя, — объясняла Лиознова секрет успеха ленты "Семнадцать мгновений весны". — Ведь каждому в этой стране приходилось находиться в кругу добродушных, опасных Мюллеров. Каждый был Штирлицем с начальством и Мюллером — с подчиненными. Персонажи были симпатичны, поэтому стали "своими". Все они нам известны. И мюллеры, и штирлицы, и люди Гиммлера — все были у каждого зрителя среди его знакомых.
14 произведений Юлиана Семенова содержат упоминания о Штирлице. "Настоящее" имя этого книжного героя — Всеволод Владимирович Владимиров. Родился 8 октября 1900 года в Забайкалье, где его родители были в политической ссылке. Там они познакомились и поженились. Отец — Владимир Владимиров, профессор права Петербуржского университета, профессиональный революционер, который когда-то спорил с Лениным. Мать — украинка Олеся Прокопчук. На ссылку попадает с отцом Остапом Никитовичем Прокопчуком, украинским революционным демократом, и братом Тарасом. Умерла от чахотки, когда сыну было пять лет. Отец будущего Штирлица погиб от рук белогвардейцев в 1921-м. Всеволод Владимиров как разведчик начинал в пресс-службе правительства Колчака — как ротмистр Максим Исаев. Легенду об аристократе Максе Отто фон Штирлице ему выдумывают, когда перебрасывают в Германию после прихода там в 1933-м к власти Гитлера.
Любимый напиток Штирлица — армянский коньяк, любимые сигареты — "Каро". На предложения проституток он обычно отвечает: "Нет, лучше кофе". Фразы часто заканчивает вопросом "нет?" или "не так ли?".
В соционике Штирлицем называется один из психотипов — логико-сенсорный экстраверт. Его еще называют Администратор. Его черты: деятельный, настойчивый, здравомыслящий, мудрый, надежный, трудолюб, дорожит своим временем, умеет зарабатывать и тратить, пунктуальный, консервативный, не терпит критики, бывает резок без причины, вспыльчивый.
Комментарии
1