Большая старая ступа на высоком круглом подложье стояла в кладовке моей бабы Федоры. Была надтреснутая со стороны и сильно источенная червями. На моей памяти баба пользовалась ею лишь раз в год: перед Рождеством толкла в ней пшеницу на кутью деревянным пестиком. Упитанным, более метра длиной. На его верхнем конце была вырезана голова казака с большими глазами, длинными усами и чубом.
Когда-то такие ступы были в каждой сельской хате. У них неочищенные зерна пшеницы, ячменя, проса или гречки толкли на крупы. К началу 1970-х бабкины соседи обзавелись удобными ножными ступами, а некоторые даже крупорушку купили. Баба сохраняла верность своей ступе, доставшейся ей в наследство от матери. Уверяла, что в ней можно "перетолочь и уморить" все болезни и людей, и скота.
"Коники тупу-тупу, привезли у двір ступу", - пели свадебные свахи, когда невеста прибывала к жениху. Почему ступу? Потому что в народном сознании она символизировала женское лоно, а пестик - мужской половой орган. Вместе, в процессе, они напоминали совокупления. Секс, проще говоря. В той свадебной песни оно звучит деликатнее: "Як ступа з товкачиком - молода з паничиком".
"Слабых на передок" женщин баба Федора так и называла - "ступами", мужчин, желающих прыгнуть в гречку, - "пестиками". Как-то спросила бабушку, откуда я взялась на свет. Даже не задумываясь, ответила:
- С неба упала, в ступу попала, как со ступы вылезла, то вон какая выросла.
Бабкина ступа часто гуляла по свадьбах. Ее наряжали в женскую сорочку, юбку и фартук, пестик - в какую-то мужскую ветошь. В понедельник родственники жениха испытывали невестку: наливали в ступу воду и загадывали молодой толочь ее пестиком, пока вся не выльется. А еще родителей, которые женили последнего ребенка, в конце свадьбы шутя "венчали" - обводили вокруг нашей ступы.
Ступа была главным транспортным средством для наших деревенских ведьм. Баба Федора клялась, что видела, как в ночь на Купала летали они в ступах и "рулили" помелом в Киев на Лысую гору. Говорила, что ведьма может оставить свое тело в ступе, а сама вылететь в трубу сорокой. А чтобы мы, маленькие, не вытаптывали огород, пугала нас Железной бабой, сидящий в горохе. Якобы она ловит непослушных детей и толчет их в железной ступе железным пестиком.
Комментарии