- Доктор на операции задерживается, подождите минут 20, - секретарша предлагает кофе. Через 20 мин. возвращается из операционной детский кардиохирург Василий Лазоришинец.
- Простите, ребенка из Львова привезли. Урожденный порок сердца - не было левого желудочка. Прооперировали так, что левый начал работать за два одновременно. Ребенку три дня от рождения. С таким пороком надо оперировать до 10 дней. Иначе умрет.
Приглашает в кабинет. В нем белые стены и мебель. Спинка светлого дивана заставлена мягкими игрушками.
- Заказал белое, чтобы черным не пугать детей на приеме, - объясняет. - На столе детский рисунок красками - снегири на рябине.
Профессора 58-летнего Василия Лазоришинца только что назначили первым заместителем директора Национального института сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова.
- Первую операцию урожденного порока сердца сделал Николай Амосов 60 лет назад. Оперировать новорожденных мы начали в начале 1990-х. Учился в Германии и США. Такие вмешательства, как нынешнее, делаю пятый год. Ежегодно примерно 300 таких детей рождаются в Украине. Оперируем 25-30. Не все матери соглашаются рожать таких детей. Это длительное лечение. В полгода - повторная операция. Третья - в 2 года. Как повзрослеют - трансплантация сердца от донора.
Секретарь приносит кофе и минеральную воду в стакане. Ставит у вазочки с миндалем и курагой.
- Это для сердца полезно. Не заказываю. Персонал подкармливает, - улыбается и угощает. - С сердцем в Украине проблемы. 66 процентов смертности - от сердечно-сосудистых заболеваний. С 2006 по 2010 годы была государственная программа борьбы с ними. Ежегодно делаем пять тысяч операций. Из них почти тысячу - детям. На это в 2003-м получили 130 миллионов гривен. В этом году - 52.
Отклоняется на спинку кресла. Под белым халатом видно красную футболку.
- Напишите о Юле и Полине, - просит. - Юле мы впервые в мире 19 лет назад сделали операцию по устранению дефекта межжелудочковой перегородки сердца. Левый и правый желудочки разделяет перегородка. Юля родилась с дыркой в ней. Она от полутора до 2 сантиметров. Вдвое-втрое повышает давление в сосудах легких. Те постепенно твердеют, становятся, как стекло. Развивается легочная недостаточность. Дети задыхаются. Синеют пальцы, дальше - все тело. Не доживают и до 20. Юле в 7 лет нашили заплату из искусственного материала. В ней тоже сделали отверстие. На него поставили заплатку, но не дошил на 4 миллиметра. Работает, как клапан в сердце. Давление начинает нормализоваться во время операции. Эту методику мы разработали с кардиохирургом из США Уильямом Новиком. Его родители из Киева эмигрировали в Канаду. Помогал нам оборудованием, делился опытом. Сейчас по нашему методу оперируют во всем мире. За 19 лет сделали около сотни операций. Почти половину - у нас. Юле уже 26. На днях приезжала на обследование. В тот день сделали такую же операцию 5-летней Полине из Закарпатья.
Двойную заплату накладывают 5-6 ч. В операционной бригаде работают более 10 медиков. Мария Руденко была врачом Полины.
- Ее привез отец еще два года назад - в 3,5. В областной больнице направили на операцию. У девочки был бронхит, не могли ее взять. Выписали лекарства, чтобы сдерживать гипертонию легких. Ждали, что приедет через месяц, как выздоровеет. Но приехали через полтора года, - вспоминает Мария Руденко. - Запустили ребенка. Но операцию провели успешно.
Василий Лазоришинец спешит. Для пациента нашли донора, но родственники передумали отдавать его сердце. Едет к ним. Надеется убедить.
5000 детей ежегодно рождаются с пороками сердца в Украине. 30-40% без операции умирают до года. Известно 160 урожденных пороков сердца. Для сохранения жизни таким детям изобрели более 210 видов оперативных вмешательств.
Комментарии