Ексклюзивы
понедельник, 10 августа 2015 07:55

Дети с задержкой речи дуют на перышко с высунутым языком

 

- Сын говорит хуже сверстников. У подружки такой же, но уже хорошо разговаривает, - говорит жительница Черкасс 28-летняя Инна Антонова.

Садится за стол Тамары Ивановой, логопеда Черкасского областного психоневрологического диспансера. Во второй раз привела сына 4-летнего Тараса. Он в зеленой футболке и шортах устраивается у матери на коленях. Начинает крутиться.

Тамара Ивановна достает из ящика деревянную доску с "пазлами" треугольников, кругов, квадратов, звезд. Высыпает на стол и просит вставить их на свои места. Тарас повторяет несколько раз.

- Мы вчера учили все, что вы записали. Дуть на перышко с высунутым языком Тарасу очень понравилось. Учили гласные, - рассказывает доктору Инна.

Тамара Иванова показывает ребенку игрушечный самолет. Хочет услышать, как повторит букву "у".

- Тарасик, как самолет летит? - обращается к мальчику. Тот протяжно "у-у-у". - Ой, умница, и губки трубочкой правильно поставил. - Инна, а что с цветами?

- Хорошо знает желтый и голубой. Сын, а найди мне желтый кружочек, - раскладывает детали пирамиды. Мальчик указывает пальцем на желтый круг. Синий не желает искать, зато берет зеленый и правильно называет цвет.

- У него рассеянное внимание. Сажаете перед собой, берете ладонями голову, - врач показывает на себе, - и говорите: смотри на маму, давай споем "а-а-а-а". Повторил, но начал вырываться. Вы спокойно давай еще "у-у-у" и отпущу. Это не насилие, вы не повышаете голос. Важно, чтобы у него была хоть капля внимания.

Задание записывает в тетрадь Инны, после добавляет еще несколько упражнений.

- Пусть в книге рисунки показывает пальчиком. Если в год-полтора этого не делает, будут проблемы с речью. Второе задание - разложить в ряд цветные пуговицы. Попросите, чтобы выбрал красные, как помидор. Возьмите три, имитирующие буквы "о". Пусть каждую покажет пальчиком, каждый раз называя: "о-о-о". Это как каркас к слову, например, "молоко". Можно произносить "о" под скачок мышонка, а затем медведя. Такая и интонация - мягкая или грубая. Эмоция помогает запоминанию.

Задержку речи обнаруживают у трети детей.

- Некоторые недостатки сказываются на интеллекте. Следствием могут быть заниженная самооценка, комплексы, невроз. Иногда специалисты говорят, что до 5 лет незачем идти к логопеду. Могут привести пример ребенка, который долго не разговаривал, а потом его "прорвало". Это может дорого стоить, потому что поезд уже ушел. Мозг одновременно работает на развитие речи и мышления. Известны так называемые Маугли, которых находят в 7 лет. Их уже невозможно научить разговаривать.

Какие причины задержки речи?

- Это может быть снижение слуха, которое родители не всегда замечают. Другая причина - доминирование полушарий мозга ребенка. За создание языкового каркаса отвечает левое полушарие, за речь - весь мозг. Если главное левое полушарие, ребенок пишет правой рукой, и наоборот. Не надо насильно заставлять писать правой ребенка-левшу. Потому что может не только задерживаться развитие речи. Может болеть голова, живот, появится раздражительность, плохой сон, ухудшится внимание, память. Если ребенок не знает, какой рукой писать, может помочь детский психиатр. Назначит лечение для мозга. Полушария быстрее определятся, какое из них ведущее.

Уязвимее мальчики или девочки?

- Мальчиков больше и в логопедических группах, и среди глухих и слепых детей. Чаще рождаются с осложнениями. Природа хранит женщин, потому что от них зависит популяция человека.

Некоторые малыши все понимают, а не разговаривают. Почему?

- Это зависит от движений языка, губ, голосовых связок и дыхания. Понимают, что надо, но не могут сделать. Таких детей неохотно берут в спортивные секции, на танцы. У них неуклюжие движения, неточные прыжки. Но если будут стараться, то будут тренировать мозг. Некоторые дети не умеют переключаться с одного звука или слога на другой.

Как родителям стимулировать развитие речи у ребенка?

- Обращаться к специалистам. Главное - вовремя заметить. Есть причины волноваться, если в 1,5 года не пользуется указательным пальчиком, указывая на что-то. Если в 2 года не формирует хотя бы короткое предложение, а в 3-4 не может запомнить короткий стишок, простую сказку. Если в 4-5 лет часто искажает слова. Если вместо "велосипед" говорит "левосипед" - это весомая причина пойти к логопеду. В школе будут ошибки в чтении и письме, которые повлияют на обучение. Учителя и родители начнут обвинять ребенка в лени, нежелании учиться, применять "крутые" средства воспитания. Следствием может стать асоциальное поведение ребенка и разрушение жизни. А надо было только вовремя обратиться к врачу.

Сейчас вы читаете новость «Дети с задержкой речи дуют на перышко с высунутым языком». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть