Лучше всего восстанавливаются после инсульта за первые полгода
- Дважды пережила инсульт. Первый - во время родов в 19 лет. Тогда парализовало ноги, - говорит киевлянка Светлана Скрыль, 31 год. - Во время беременности живот был такой большой, что многие думали, что у меня тройня. От этого перегрузила спину. А потом еще роды тяжелые. Это спровоцировало инсульт спинного мозга.
После родов лежала в больнице две недели. Делали массажи и кололи лекарства для восстановления функций ног.
- Меня готовили к тому, что не встану. Приходил психолог и настраивал, что жизнь в инвалидной коляске - не конец, - продолжает Светлана. - Как-то меня оставили с дочкой саму. Она сильно плакала. Я упала с кровати, чтобы доползти до ребенка. Тогда почувствовала ноги.
В тазу было защемление, а от ползания произошел рывок и все прошло. Ноги заработали, но болела спина и кололи икры. Первые несколько месяцев ходила с палкой.
- Я спускалась со второго этажа час, потому что шла маленькими шагами. Понимала, что нужно двигаться. Не знала, как правильно расхаживаться, но делала это.
Вторые роды прошли хорошо, а через шесть месяцев женщину парализовало во сне. Ей было 23 года.
- Проснулась от детского плача. Не могла пошевелиться, чтобы ее покормить. Пробовала позвать старшего, но губы не слушались. В больнице сделали магниторезонансную томографию позвоночника, выписали корсет для спины и воротник для поддержки головы. Три месяца была лежачая. Затем понемногу садилась, училась заново ходить, держать ложку.
Сейчас принимает витамины и лекарства для восстановления кровообращения сосудов. Также пьет искусственную хрящевую ткань, которую вырабатывает организм.
- Два года берегла спину и жила почти как овощ, чтобы не навредить себе. Не нагружала позвоночник, не поднимала тяжелое, мало двигалась. Запрещено было бегать и прыгать. Год тому назад начала заниматься с тренером, чтобы подобрал правильные упражнения и меня опять не парализовало, - добавляет Светлана.
- Стал ненужной колодой, которая не может себя обслужить. После инсульта не мог штаны подтянуть, - рассказывает Виктор Шевчук, 56 лет, из Бердичева Житомирской области.
- Все началось в автобусе. Вдруг онемели рот, левая рука и нога. Не смог попросить водителя остановиться. Упал на проход. Если бы меня схватило на остановке, то так и умер бы. Люди подумали бы, что пьяный спит.
Виктора забрала "скорая". В больнице после компьютерной томографии поставили диагноз - инсульт. Месяц пробыл в больнице. Пил препараты. Массажист разрабатывал тело, чтобы не было пролежней. Затем начались занятия с реабилитологом.
- Тот сначала сюсюкался со мной и успокаивал. Затем гонял меня, как в армии. Я завидовал больным из соседних палат. У них были понимающие реабилитологи. А мой - как с цепи сорвался. Теперь ему благодарен. Тело стало послушное. А с кем созваниваюсь, так и остались парализованными.
Ошибкой является то, что больные жалеют пострадавшую руку и все делают здоровой. Лучше бы больную разрабатывали.
- Еще немного - и так и висела бы на плече, как сухая ветка. Подвижность надо сразу восстанавливать, потому что потеряется время. После выписки немного себя жалел. Поэтому работает, но не всегда слушается. Что-то мелкое ею не могу взять. Пальцы деревянеют. Не могу ехать на велосипеде, потому что теряю координацию и падаю. Но на дачу хожу пешком. Для восстановления речи читаю вслух. Для улучшения памяти - вспоминаю мелочи. Например, как звали учителя или давнего коллегу.
- Больным после инсульта на выписке даю задание больной рукой поддергивать штаны, застегивать пуговицы, - говорит Мария Крашук, 38 лет, столичный терапевт. - Делать именно ею любимое дело. Например, рыбак собирает удочку и готовит снасти. Помогает разгадывание кроссвордов и изучение стихов. Приглашайте родных домой, чтобы общались. Чем раньше начать восстановление, тем лучше. Благоприятный период - первые шесть месяцев.
1 человек из 10, переживших мозговой инсульт, полностью восстанавливается. Реабилитацию следует начинать со второго-третьего дня после попадания в больницу. В Украине ежегодно происходит 120-140 тыс. инсультов. Из них треть случаев - у людей трудоспособного возраста.
1,9 миллиона клеток головного мозга может потерять больной при инсульте за час без медицинской помощи. У 30% пациентов возникает риск повторного кровоизлияния в течение пяти лет.











Комментарии