Режиссер Влад Троицкий, 43 года, поставил в столичном Центре современного искусства "ДАХ" пьесу Клима (Владимира Клименко) "Девочка со спичками".
Представьте красивую девушку, которая на протяжении двух часов творит на сцене стриптиз, — но в полной темноте.
Сама пьеса является обычной, может даже банальной, женской исповедью. Но поставлено это с изысканным остроумием. На сцене, кроме кресла, нет ничего. Выходит героиня — в пальто и шляпе, надвинутой так низко, что видно лишь губы и подбородок. Девушка начинает говорить — и вдруг свет гаснет, сцена и зал тонут в полной темноте. Минут пять монолог длится во тьме. Потом девушка зажигает спички и мы видим, что на ней нет пальто и шляпы, лишь черное трико. Она обещает на протяжении представления переодеть ся трижды. Если хотите, можете считать это стриптизом. Спичка между тем гаснет.
Спичек на протяжении представления сгорает штук тридцать
Где-то на середине представления публика понимает, что стриптиз так и останется невидимым. И зал начинает тихо смеяться. Это не смех разочарования — зрители оценили и восприняли остроумное условие игры, которую им предлагают. В конечном итоге, все представление производит впечатление честной художественной работы, в которой нет обмана. Публике будто бы дают понять: чтобы достичь свежих эмоций, совсем не обязательно шокировать нагромождением видимых картин. Невидимое или то, что видно при свете спички, поражает не меньше. В этом представлении внимание зрителя привлекается к малому, но важному. Это то, от чего мы практически отвыкли в перенасыщенном мире сценических или других зрелищ.
Лицо девушки имеет плавные, спокойно-благородные черты, которыми хочется любоваться, но спичка гаснет слишком быстро, и мы ждем другого случая.
Голос девушки выразительный, но тихий, его нужно ловить — так же, как лицо или фигуру, когда они на мгновение возникают из невидимости. Слушать этот голос — совсем не то же, что, скажем, слушать ночью радио. Этот голос делает темноту живой и удивительным образом совмещает сцену и зал. Интересно, что публика в темноте не может расслабиться, да и не хочет этого. Очевидно, что во тьме публика кажется себе лучше, чем при свете.
Спичек на протяжении представления сгорает штук тридцать. Точнее подсчитать тяжело, потому что они загора ются всегда неожиданно, когда уже не ждешь или еще не готов к этому. Еще один источник света горит доль ше: девушка наливает из бокала на тарелку немного коньяку и поджигает. Синее пламя оставляет за собой летучий опьяняющий запах.
Героиню играет Елена Лесникова. По образованию она не актриса, работает бухгалтером. Занята еще в двух постановках Центра "ДАХ".
Комментарии