С 8 ноября в украинский прокат вышел белорусский фильм "Хрусталь".
1996 год. Минчанка Веля мечтает эмигрировать в США, по сюжету. 20-летняя девушка ярко одевается, носит синие парики, слушает прогрессивную музыку, работает диджеем в местном клубе. Чтобы получить визу в посольстве, подделывает справку с работы. Вроде бы работает менеджером на заводе по производству хрусталя. В анкете пишет вымышленный номер работодателя. Потом ищет, чей это телефон, потому что американцы обещали проверить. В городке Хрустальный находит нужную ей квартиру, где готовятся к свадьбе. Уговаривает позволить ей подежурить несколько дней у телефона.
— Частично картина автобиографична, — рассказывает режиссер Дарья Жук, 38 лет. — В ней мои воспоминания о 1990-х. Именно такая история случилась с моей украинской подругой. Перенесла ее в белорусские реалии. Немного досочиняла. Потому что девушка отказывалась рассказывать, что с ней случилось в том городке.
Хрусталь — это символ благосостояния на бывшем советском пространстве. В каждой квартире стоял сервант с такой посудой. Она почти никогда и не использовалась. Для Вели хрусталь олицетворяет блестящую мечту. Она к ней стремится, но та слишком хрупкая, ее невозможно достичь.
Главную роль сыграла россиянка 28-летняя Алина Насибуллина.
— Украинские 1990-е похожи на белорусские реалии тех лет. Но они неосмысленны, — говорит директор компании "86 прокат" Илья Гладштейн, 33 года.
— У нас о тех годах показывали в основном российское кино. Например, сериал "Бригада". О бандитизме, но с идеологическим ностальгическим уклоном. Ностальгия — инструмент российской политики. В белорусском "Хрустале" как раз не чувствуется ее. Просто интересно смотреть историю, узнавать себя, родителей, старших сестер и братьев. Фильм получает призы на фестивалях в постсоветских странах. Это — свидетельство того, что он нашел отклик своей аудитории.
В этом году фильм "Хрусталь" получил Гран-при Одесского международного кинофестиваля. Беларусь выдвинула ленту на "Оскар".
Комментарии