вторник, 14 ноября 2017 07:40

Суд над Иваном Демьянюком длился больше 40 лет

 

— В газовой камере вмещаются до 700 человек. Процесс их уничтожения занимает 30–40 минут. От момента появления поезда с заключенными до их смерти проходит не больше часа, — рассказывает бывший надзиратель нацистского концлагеря.

Иван — главный герой представления "Суд над Джоном Демьянюком". Спектакль показали на Малой сцене киевского концертного комплекса "Стерео Плаза".

Пьесу написал канадский драматург Джонатан Гарфинкель.

В основе лежит многолетний судебный процесс над гражданином США украинского происхождения Иваном Демьянюком. В 1942-м он попал в немецкий плен. После войны бывший красноармеец эмигрировал за океан. В конце 1970-х годов Демьянюку выдвинули обвинение в сотрудничестве с нацистами. Мол, он является "Иваном Грозным" — одним из самых жестоких надзирателей концентрационного лагеря Треблинка. Документы в архиве КГБ это не подтвердили. Израиль начал собственное следствие, требовал смертного наказания для украинца.

В 2011-м суд немецкого Мюнхена признал Ивана Демьянюка виновным в пособничестве убийству 28 060 заключенных. Приговорили к пяти годам заключения, но из-за преклонного возраста освободили до рассмотрения апелляции. До нее Иван не дожил. Умер в доме для престарелых в 91 год. Дело Демьянюка вошло в историю как последний суд над преступлениями Второй мировой.

— Мы предлагаем зрителю вступить в диалог: готов он судить или оказаться на месте подсудимого. В действительности неважно, виновен ли Демьянюк. Если спектакль дает четкие ответы — он плохой, — говорит режиссер 33-летний Илья Мощицкий.

— Иван — хороший механик и прекрасный отец, который любит смотреть с сыном бейсбол. Но мужчина не помнит, что делал в 1943-м. В армии и плену выполнял все, что прикажут. В детстве пережил Голодомор. Съел собаку, которую вырастил из щенка. На судах доказательства явно свидетельствуют против Демьянюка, но сразу же появляются алиби.

Израилю нужен был ответ за одно из самых ужасных преступлений в истории. Германия хотела показать Демьянюка миру, потому что он украинец, а не немец. Что Холокост — это не только их вина, а его творили разные национальности. США, как только на Демьянюка упала тень, лишили его гражданства.

Человек — опасный зверь. Мы — зеркало той культуры, в которой растем. Даже в сознательном возрасте нам можно внушить что угодно. Образование, воспитание не всегда в силах сопротивляться пропаганде. Много зависит от власти. Захочет превратить людей в одноклеточные организмы — сделает это.

Зритель приходит в театр за опытом, который не может получить в жизни. В нашем представлении видит человека, пережившего Голодомор, нацистские лагеря, эмиграцию и суд длиной в 40 лет.

Спектакль показывают на русском языке.

— Важно говорить о болевых точках в нашей истории. Разоблачая проблемы, мы очищаемся. Потому что Украина — это не красивые пейзажи. Это государство с живыми людьми. В прошлом имели предателей. Кто-то делал это сознательно, кто-то — принудительно. Я всегда говорю, когда над твоими детьми и женой дуло автомата, то патриотом быть сложно. Было бы интереснее, если бы представление играли на украинском. Герой — украинец. Русский сначала вынуждает отстраниться от его истории, — говорит актриса Римма Зюбина, 46 лет. Пришла в театр как зрительница.

Сейчас вы читаете новость «Суд над Иваном Демьянюком длился больше 40 лет». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть