— Когда мне было 16, дома повесил портрет Степана Бандеры. Был для меня символом. Важно было заявить свою позицию. Тогда с отцом имел недоразумения из-за Бандеры. Теперь мы над этим смеемся. Когда началась война, родители сказали: "К нам пришли москали". У нас не было семейного конфликта, — рассказывает писатель 42-летний Сергей Жадан.
18–19 августа в городе Изюм на Харьковщине организовал песенно-литературный фестиваль "Дорога на Восток". Перед тем с харьковской группой "Собаки в космосе" принимал участие в фестивале украинского духа "Бандерштат" под Луцком.
— Если сказать на Донбассе "Бандера", многие отреагируют настороженно. Но есть и те, кто нормально это воспринимает. Нужно давать книги, показывать фильмы, объяснять, кто такой Бандера. Чтобы он не стал жухалом, разменной монетой у политиков.
Главная сцена фестиваля "Дорога на Восток" — на берегу реки Сиверский Донец. Выступали "Тартак", "The Вйо", "Шана", "Жадан и собаки", молодые группы с Донетчины и Луганщины. Свои произведения читали писатели Любовь Якимчук, Артем Полежака, Алексей Чупа и Дмитрий Лазуткин.
Поэт Юрий Андрухович устроил представление под открытым небом "Альберт, или Наивысшая форма казни".
— Сейчас украинцам очень важно открывать для себя свою страну, — продолжает Жадан. — Многие упрямо отбрасывают и не хотят воспринимать Восток как часть Украины. Это не просто неразумно — это вредно. Если руководствоваться стереотипами, конечно, можно представлять здесь только украинофобов.
Сепаратисты на наши концерты не ходят. Мы им не интересны, они нам тоже. Приходят люди, которые имеют откровенно проукраинское настроение, — и таких на Востоке достаточно. Для них изменения наступили с началом боевых действий. Зимой 2013 года они начали выходить на площади своих местечек. Ужасно интересно видеть, как меняется восприятие Украины, общества. Восприятие своей причастности к этой стране. Это то, что будет определять будущее нашего Востока и будущее государства.
Хотели, во-первых, привезти в Изюм художников, которые уже состоялись, собрать их из разных регионов. Во-вторых, найти и показать Харьковщине, Изюмщине, какие интересные музыканты, артисты есть в их собственных уголках.
Какие страницы истории разъединяют украинцев?
— Историю нужно знать, а не бояться ее. Даже если в чем-то она не симпатична. Это дает возможность учесть ошибки из прошлого. У многих нет желания больше узнать о Бандере. Удобно принимать таким, как его показывает российское телевидение. Но немало изменилось с войной на Донбассе. Наши военные, не только националисты, часто используют красно-черные флаги. Такие стяги для них являются символом сопротивления и борьбы за независимость. Такое трудно было представить до 2014 года.
Какая ситуация в Харькове?
— Город развивается, как и вся Украина. Появляются интересные инициативы — культурные, социальные, политические. Это — украинский город, где много патриотов. Они показали свой выбор в 2014-м, когда не поддержали "русскую весну". Не нужно Харьков и Восток демонизировать. Остается множество стереотипов со стороны жителей и востока, и запада страны. Нас разъединяет идеология. Но меня приятно удивляют мои соотечественники. Столько людей включились в борьбу, помогают военным, беженцам, пытаются давить на власть. Через несколько лет это будет другая страна. Надеюсь, более свободная, более ответственная. Независимость будет не только на бумаге, а Украина станет защищенной.
Содействуют ли развитию украинской музыки введенные языковые квоты?
— В перспективе это даст результат. Нужно развивать свой музыкальный рынок, защищать информационное пространство. Последние несколько лет появилось довольно много интересных коллективов. Это новая волна украинской рок и поп-музики. Часто ездим по стране, общаемся с коллегами. Украина переживает очень сложное время, и это отражается на сознании всех. Общественные потрясения влияют на культуру. Когда ведем войну с Россией, поддерживать продукцию оккупанта — по меньшей мере неэтично. Хотя есть и определенная инертность в обществе. Украинцы пытаются отмежеваться от проблем: "Это не моя война, нас политики поссорили, поэтому дальше буду слушать Михаила Круга".
Как проходят съемки фильма по вашему роману "Ворошиловград"?
— Я еще не был в Старобельске (город на Луганщине, родина Сергея Жадана. — ГПУ). Готовим там концерт ко Дню города и Дню Независимости. В фильме буду сниматься в нескольких эпизодах в роли фермера. Наталия Ворожбит написала сценарий, а я работал над диалогами. Не вмешивался в видение картинки режиссером Ярославом Лодыгиным. Но давал указания относительно языка. Северная Луганщина — пограничный регион, где немало людей говорят на суржике. Очень важно, чтобы язык в ленте звучал убедительно.
О съемках объявили несколько лет назад, но начали их только недавно.
— Решили делать фильм еще пять лет назад. Однако тогда не было окончательного виденья. Хорошо, что не сняли. Нынешний вариант сценария и съемочная команда — наилучшие. Лента будет очень отличаться от романа. Это будет самостоятельное произведение. Была идея продлить сюжет до 2014-го. Хотели показать, что могло бы произойти с героями в условиях украинско-российской войны. Но поняли, что это может выглядеть конъюнктурно. Поэтому от замысла отказались.
Как в Старобельске относятся к съемкам?
— Для города это — событие. Мне как человеку, который там вырос, приятно, что на него обратили внимание, об этом пишут. В 2014-м Старобельск объединился. Был первым форпостом сопротивления оккупантам, дальше — только линия фронта. Первой точкой, куда свозили раненых украинских бойцов, пленных сепаратистов. Много местных пошли воевать или волонтерить. Из Луганска туда переехали некоторые институции, университет, областная библиотека. Население поддержало украинских военных, там стоял батальон "Айдар". Одна из локаций съемок будет как раз там, где он базировался. Некоторые местные жители снимутся в ленте.
Если бы я в детстве попал в массовку какого-то фильма, это было бы фантастическое событие. Уже взрослым принимал участие в нескольких съемках, в частности в "Поводыре" Олеся Санина. Но работать актером не имею желания. Каждым делом нужно заниматься профессионально.
Комментарии