Самая известная картина украинской художницы Татьяны Яблонской "Хлеб" хранится в Третьяковской галерее столицы России. Нарисовала ее в 1949-м.
– В Москве 100-летие Татьяны Яблонской не отмечали, – рассказывает дочь художницы Гаянэ Атаян, 57 лет.
В Национальном художественном музее Украины в Киеве к юбилею открылась выставка "И воспоминания, и мечты". Продлится до 23 апреля. Выставлены около ста произведений живописи и графики, материалы семейного архива Татьяны Яблонской.
– "Юность" написала в1969 году в Седневе на Черниговщине, – продолжает экскурсию Гаянэ Атаян.
– Яблонская заканчивала пейзаж. Из спортивного лагеря подошел парень. Заинтересовался, что же художница разглядела в скудном озерце. Начал внимательно его рассматривать. Так остро и свежо выглядела фигура парня на фоне этого озера, что попросила позировать. Трактуют картину по-разному. Говорят даже, что парень пошел топиться. Для меня он – первооткрыватель. Перед ним земля, безграничная жизнь и горизонты впереди. Озеро – это действительно небо.
Татьяна Яблонская родилась в российском Смоленске. В 1928 году семья бежала от репрессий в Одессу. Татьяна окончила Киевский художественный институт в 1941-м. Училась у Федора Кричевского.
– Ни дипломная работа "Возвращение с сенокоса", ни большинство других картин раннего периода не сохранились, – продолжает дочь художницы.
– В здании института при немецкой оккупации располагалась биржа труда. Картины резали на куски, чтобы закрывать окна для светомаскировки во время бомбардировок.
Получила три Сталинские премии за картины "Хлеб", "Весна" и "Лен". Все три дочери Яблонской также художницы. Говорила им: "Будешь или художником, или дворником".
В 1966-м под влиянием путешествия по Закарпатью написала цикл картин. Поэт Иван Драч подготовил к ним баллады-подписи. Сделали альбом. Но цензура весь тираж уничтожила. Удалось сохранить четыре экземпляра. Картину "Жизнь продолжается" в 1971 году сняли с выставки за идеологически неправильный подход – "разобщенность поколений". На ней изображены старик и девушка с маленьким ребенком на руках у сельской хаты. Старик смотрит вниз, погруженный в мысли. Девушка, мечтательная, смотрит вперед. Первоначальное название картины "Воспоминания и мечты". Секретарь ЦК по пропаганде Андрей Скаба вызвал мать "на ковер". Спрашивал, где здесь современное село. Почему девушка так одета и дом старый. Тогда же всем строили современные дома. Мать не соглашалась с критикой. Хотела показать смену поколений, продолжение жизни. Ее сняли со всех занимаемых должностей. Спрятала картину в мастерской на долгие годы. Позже приехали академики из Москвы и увидели ее. Сказали сделать еще более народной, глубже подчеркнуть идею. Дописала так, как и хотела.
В 1975-м Яблонская получила мастерскую на горе Копырев Конец у Художественного института. Унаследовала от своего учителя. Оттуда открывался прекрасный вид на улицу Большую Житомирскую. Называла ее "короной на голове старого Киева". С одной стороны, Софийский собор, а с другой – Андреевский спуск. Там родился "Зимний пейзаж". Очень ценный, потому что сейчас его уже нет. Строят бизнес-центры выше, чем эти горы.
В 1999 году после инсульта у Татьяны Яблонской парализовало правую часть тела. Последние годы жизни молчала и работала левой рукой. 16 июня 2005-го написала последнюю пастель.
На следующий день умерла.
Комментарии