Второй литературно-музыкальный фестиваль "День независимости с Махно" 24–25 августа собрал на стадионе "Сельмаш" города Гуляйполе Запорожской области 3 тыс. зрителей. Это — праздник в честь украинского анархиста Нестора Махно, который родился на гуляйпо льсько й улице Труда. В 1917–1921 гг. он возглавил крестьянское восстание в этих краях. Организовало фестиваль киевское объединение "Последняя баррикада", созданое политологом Олесем Донием.
Едем поездом в Запорожье. Оттуда до Гуляйполя берем такси по 50 грн за человека, потому что все маршрутки забиты. Поставить свою палатку на стадионе стоит 25 грн, хотя рядом в центральном парке палатки натягивают бесплатно. Мы останавливаемся в доме местной жительницы Марии Шинкар, 60 лет. Платим 20 грн с человека. Мария рассказывает, что Нестор Махно убил ее деда:
— Дед не хотел отдать Махно коней, — объясняет женщина. — Махно отрубил ему голову и запретил хоронить тело. Деда завернули в простыни, и он пролежал полгода под снопом сена. Потом мы его похоронили в садике возле дома.
На стадионе продают шашлыки по 12 грн/100 г и местный портвейн "Нестор Иванович". В 40-градусную жару люди идут купаться в мутной речушке Гайчур. Рядом торгуют альбомом с лучшими песнями прошлогоднего фестиваля. Диск посвятили памяти лидера группы "Вася клаб" Василия Гонтарского, умершего в феврале от сердечного приступа. Певцу было 42 года. Участники фестиваля — преимущественно молодежь из восточных областей Украины. Они ходят под черными флагами с лозунгом "Свобода или смерть" в бело-синих тельняшках, галифе и фуражках.
Открывает фестиваль кобзарь Эдуард Драч. На большой сцене он исполняет песню со словами: "Їде Гуляйполем армія Махна". Всего сцен пять: малая, сцена под палаткой, большая, ночная и самая маленькая, где ежедневно по семь часов читает свои сказки и отрывки из сценария будущего мультфильма "О рождественском черте, четырех рогах и казацком роде" лирник Сашко Власюк. Говорит, что сорвал голос, потому что работает без микрофона.
Махно отрубил ему голову
— Больше всего людям нравится сценарий моего политического вертепа, — рассказывает Власюк. — Там я написал обо всех политиках. Есть конотопская ведьма, черти — социалист и коммунист. Под сцену первого дня пришел Тарас Черновил. Постоял немного и ушел. По-видимому, себя в каком-то герое узнал.
"Регионал" Тарас Черновил задерживается возле малой сцены.
— Понравилось выступление Эдуарда Драча, — признается. — А еще я в восторге от поэта Павла Вольвача. Увидеть и послушать двух людей, которые для меня в творческом направлении являются кумирами, достаточно для того, чтобы окупить сюда приезд.
На малой сцене читают стихи поэты Андрей Кокотюха, Анатолий Днистровый. Писатель Олесь Уляненко приехал из Киева в кожных штанах и куртке. А в Гуляйполе еще и папаху одел.
— Чуть не сдох от жары, — признается. — Мы с Донием просили махновськую одежду на киностудии имени Довженко. Но из-за каких-то съемок нам ее не дали. Так я нарядился в собственную одежду.
На следующий день возле деревянных туалетов устраивают акцию "Томатный лидер нации". На кирпичной стене вешают простыни с портретами политиков. Публику приглашают бросать в них помидорами. Больше всего забрасывают портрет Юлии Тимошенко. В Виктора Януковича бросают арбуз. Потом изображения Тимошенко и Ющенко поджигают. Но портрет Тимошенко очень мокрый, огонь его не берет.
Заканчивается фестиваль выступлениями на большой сцене групп "Танок на Майдане Конго", "Мед Хедс", "Мертвый пивень" и "От Винта".
Комментарии
5