— Еще никогда отношения между властью и обществом не были такими близкими — они стояли друг напротив друга на расстоянии вытянутой дубинки, — написал 52-летний писатель Андрей Курков на своей странице в "Фейсбуке" утром 11 декабря после попытки силовиков разогнать Майдан.
Накануне представил в Киеве свой переизданный роман "Львовская гастроль Джими Хендрикса". За книгу о Львове 1960-х его выдвинули на нынешнюю Шевченковскую премию.
— Сегодня вижу сильное влияние Западной Украины, — говорит Курков. — Был на Майдане несколько раз и на плакатах, тентах читал названия райцентров западных областей. Народ давно стал умнее политиков. И власть, и оппозиция слабые. Власть слаба настолько, что понимает: если сдаст кого-то, весь "карточный домик" Партии регионов посыплется. Оппозиция приглашала выступить на Майдане, но мне не нужен пиар и я понимаю ответственность слов, произнесенных со сцены. Большая толпа не хочет слушать что-то хоть немножко сложное. Им нужно, чтобы все было черным или белым.
Являются ли для вас события на Майдане материалом для книги?
— Нет, это материал для журналистов и аналитиков, а не для писателей. Как только происходят какие-то важные общественные события, кто-то уже пишет об этом роман — гарантирую. Так делают в Америке. Но там писатели понимают, что нужно написать быстро. Книга будет продаваться три недели, а потом о ней забудут. У нас все думают, что об актуальных событиях нужно писать что-то вечное. Я не назову вам ни одного вечного романа о Чернобыльской катастрофе, хотя сразу после события вышло несколько книг. А потом, когда можно было понять и осмыслить, никто не написал серьезного романа.
В 2004 году вы издали роман "Последняя любовь президента". Тогда все считали, что он о Викторе Ющенко. Похож ли президент из книжки на нынешнего гаранта?
— Есть несколько совпадений с реальными современными событиями. Так само, как Янукович убежал от проблем в Китай, мой герой убегает в Монголию. И президент соседней страны в романе остается у власти до 2016 года, как и Путин.
Какие изменения произошли в обществе за годы между двумя революциями?
— За это время появилось второе поколение романтиков. Они чувствуют собственное достоинство, готовы задавать вопросы власти. Это хорошо. Нами еще до сих пор руководят люди советского поколения, а молодежь их больше всего не воспринимает. Молодежь смотрит на Украину как на материал, из которого можно построить европейское государство. Впервые революция разделилась на два майдана: романтичный и профессиональный. Романтичный собирается на площадь в выходной день с семьями, детьми. Профессиональный — это несколько тысяч людей, которые приехали на революцию. Набираются опыта, кто-то из них пойдет в активисты разных политических партий. Эти майданы имеют разные цели и требования. Профессиональный отзывается на лозунг "Банду прочь!", романтичный — на музыку, разумные вещи. Романтичный майдан может отправить оппозицию на переговоры, профессиональный будет требовать импичмента и "власть на нары".
Комментарии