В Музее истории запорожского казачества на острове Хортица открылась выставка украинских дорожных и свадебных икон XVIII–XX ст. В экспозицию вошли 103 работы. Их из своей коллекции предоставил 38-летний Валерий Гуща, директор запорожского антикварного магазина "Антика". Цена всех выставленных икон — почти $1 млн.
Иконы Валерий собирает на протяжении 20 лет, выкупал у коллекционеров из разных регионов Украины. Часть образов написана профессиональными иконописцами, часть — народными мастерами. Работы выполнены не только на каноническом дереве — кипарисе, но и на полотнах.
— Сейчас на выставках показывают преимущественно образы, созданные в стиле русских или белорусских школ, — рассказывает коллекционер. — Иконописцев оттуда считают высококлассными, однако они лишь переписывали существующие иконы. Украинская же школа создавала свои. К классическому образу наши мастера, особенно народные, добавляли собственные, бытовые детали. Потому наши иконы не являются каноническими, но они самобы тны и интересны с художественной точки зрения. Например, на одной из работ Иисуса изобразили с хлебом в руках, на другой у него огромные уши, чтобы лучше слышать людей. Еще на одной пророку Даниилу надели чалму, которую носили султаны, и казацкий жупан. Святой выглядит, как украинский шляхтич. О том, что он пророк, свидетельствует лишь сверток в руках — пророков обычно рисуют именно со свитками. Думаю, эта икона была написана для какого-то полтавского шляхтича, а святой списан с него. Это является одной из основных черт украинского барокко. В других странах не позволяли себе таких вольностей.
Святой выглядит, как украинский шляхтич
Изюминкой выставки критики называют небольшой образ Святой Троицы, написанный в XVІІI–Х ст. в традициях черниговской школы иконописи. На нем нарисован лишь треугольник, который излучает свет. Каждая сторона фигуры подписана: Сын, Отец, Святой Дух. Икону поместили в центре выставочного зала.
— В первый раз в жизни вижу подобную икону, — сознается отец Лука из Запорожской епархии УПЦ Московского патриархата. — Обычно на иконах изображают святых, грешников, а отдельный геометрический предмет — редко. Вообще треугольник символизирует Святую Троицу, а свет от него — христианскую веру, которая сияет на весь мир. Но традиционно внутри фигуры рисуют Всевидящее Око. Или обводят треугольник кругом — символом совершенства и бесконечности.
На выставке представлены также подорожные иконы. Их брали с собой в путешествие.
— Тот, кто брал с собой, например, икону Иоанна-Воина, должен был обязательно быть или воином, или путешественником, или носить имя Иван, — объясняет Ольга Борисенко, 56 лет, работница музея. — Часто заказывали подорожные иконы с изображением нескольких святых. Владелец такого оберега должен был носить имя одного из них.
Выставка продлится до октября. Посетить ее можно ежедневно, кроме понедельника. Цена входных билетов для взрослы х— 5 грн, для детей — 3.
Комментарии