— Просто так в театр никого не загонишь, — говорит 54-летний Василий Рябенький, директор "Донбасс Оперы". Занимает должность 19 лет. Среди других украинских руководителей оперных театров — дольше всего.
В кабинете Василия Рябенького около десятка икон. Наибольшая между окнами, Святогорской Божьей Матери. Ее подарил митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион.
Что делаете, чтобы донетчане шли в оперу, на балет?
— Когда составляем афишу, смотрим в церковный и футбольный календари — чтобы не пересекались. Не ставим спектакли на большие церковные праздники. Также, когда премьеры в других театрах. Чтобы было интересно, на представления приглашаем иностранных режиссеров.
У нас есть балетный, оперный и арендный зритель — когда мы сдаем помещение. Не всех пускаем выступать — буги-вуги в театре нет. В последнее время в оперу потянулись люди 25–30 лет — студенты, молодые банковские работники, бизнесмены. Из моих знакомых ходит много врачей. Для шахтеров проводим специальные акции. В прошлом году "Реквием" Верди посвящали памяти погибших горняков, так зал был заполнен шахтерами.
Людмила Янукович часто бывает в "Донбасс Опере"?
— На всех премьерах и так иногда. Она театральный человек, ходит сюда для собственного удовольствия, а не как публичный человек. На балете бывает чаще, чем на опере. С Людмилой Янукович общаемся почти 20 лет, еще до того, как Виктор Федорович был губернатором. Они жили в одном доме и на одной лестничной площадке с Вадимом Писаревым, нашим художественным руководителем. Это была их семейная дружба. Поэтому они всегда ходили в театр.
Как отбираете работников?
— Когда беру людей на работу, 10 раз проверю: говорю, присматриваюсь. Зато потом они из театра не уходят, несмотря на маленькие зарплаты. Часто всю жизнь работают с одной записью в трудовой.
Основная движущая сила в театре — симфонический оркестр. Он диктует свои условия. Там у каждого по два-три образования. Именно оркестры снимали дирижеров, директоров. У них есть очень мощное оружие: дирижер вышел за пульт, махнул палочкой — а музыканты сидят, не реагируют. Были такие случаи, к счастью, не у нас.
Так людей удержать в театре трудно?
— Мы с 2009 года имеем статус национального, но не заработную плату. Должна была бы вдвое увеличиться. Из-за этого очень многие уходят. В этом году семь молодых артистов балета уехали в Одессу. Некоторые из них даже заканчивали при нашем театре школу Писарева, начинали работать. А потом говорят: "Там у нас зарплата вдвое выше, дают общежитие и мы живем на море". Что в 18 лет еще нужно?
В театральную мистику верите?
— Есть что-то такое. Я в истории театра 13-й директор. Родился 3 декабря, но метрику выдали 13-го. И это число всю жизнь со мной. Номер служебной машины — 13. И нужно же, чтобы на мою судьбу выпало поставить Рихарда Вагнера, который родился в 1813 году и написал 13 опер. Его "Летучего Голландца" считаю успешной постановкой (в этом году спектакль будет соревноваться за Шевченковскую премию. — "ГПУ"). На все спектакли билеты раскупали за 10, а иногда и за 20 дней. Его бюджет был наибольшим из всех наших представлений — 3,5 миллионов гривен. Помогли средствами компания Рината Ахметова СКМ и областная администрация. Обычно спектакль стоит 700–800 тысяч гривен, до миллиона.
80 гривен стоят самые дешевые билеты на представление "Летучий Голландец" Рихарда Вагнера. На большинство других спектаклей Донецкой оперы за эту сумму можно приобрести самые дорогие билеты. Лучшие места на "Летучего Голландца" — 300 грн. 19 ноября "Донбасс Опера" повезла спектакль в Германию. Премьера состоялась в прошлом году в декабре. С тех пор сыграли 14 представлений, это рекордное количество для Украины.
Комментарии
10