- Даже не представляю, в каком состоянии сейчас музеи Стуса на Донбассе, - говорит по телефону сын поэта и диссидента Дмитрий Стус, 47 лет, генеральный директор Национального музея Шевченко в Киеве. 4 сентября прошло 29 лет со дня смерти Василия Стуса в советской исправительной колонии.
- Там есть два музея. Первый - в Горловке, в одном из корпусов завода "Эластомер". Второй - литературный музей в помещении областной библиотеки в Донецке.
На Донбасс поэт Василий Стус переехал из Винниччины в 2-летнем возрасте. Жили в Донецке, который тогда назывался Сталино. Там окончил школу и институт. В Горловке работал учителем украинского языка с 1961-го по 1963 год. Горловский музей Стуса учредил подполковник милиции Олег Федоров.
- Мы вместе создавали музей лет 18, где-то с 1997-го, - продолжает Дмитрий Стус. - Работники собрали много воспоминаний друзей поэта о юношеских годах, когда он жил на Донбассе. Остальные экспонаты - копии. Есть большое настенное панно, где изображено 300 выдающихся деятелей Украины. Я понимал, что любой музей ценен настоящими вещами. Поэтому из уважения к Федорову передал из семейного архива свиту отца и его карандаш. Серую свиту, перешитую из офицерской шинели, ему подарили в 1979 году. Ее изготовила художница по тканям Людмила Семикина. Карандаш того же периода, когда отец вернулся в Киев между двумя сроками.
В позапрошлом году Федоров передал большинство экспонатов из Горловки в Донецк. Уже не мог работать, ему было за 80. В областной научной библиотеке под мини-музей Стуса и Шевченко выделили комнату на втором этаже. Там было несколько давних изданий "Кобзаря", фото, публикации. Кое-что Федоров оставил в Горловке. Пока был жив, экспозиция существовала. В начале АТО Олег Михайлович умер. С директором завода "Эластомер" связи нет. Что там делается, не знаю. В Горловке везде разрушения. У меня куча родственников и друзей на Донбассе. Больше переживаю о живых людях, чем из-за вещей.
Комментарии