— Папоротник цветет раз в 100 лет, по легенде. А у нас теперь ежемесячно и не одну ночь, — говорит режиссер 61-летний Василий Вовкун, директор Львовской оперы.
Стоит между рядами бордовых бархатных стульев Национальной оперы в Киеве на генеральной репетиции оперы-феерии "Когда цветет папоротник". Ее показали в столице 22 и 23 июня.
Оперу по произведению украинского композитора Евгения Станковича в 1978-м готовили для гастролей во Франции. Рассказывала о традициях празднования Ивана Купала. Советская власть запретила показ. За 40 лет ее обновленную версию поставил Василий Вовкун во Львовской опере. Премьера состоялась в декабре 2017-го.
К режиссеру подходит Евгений Станкович, 75 лет. Всматривается в движения балета.
— Обряд Ивана Купала имеет историю нескольких тысячелетий, — говорит Станкович. — Все в нем наполнено символизмом. Человеческие, русальные и ведьмовские купания — разные формы получения воли. Также купальский костер. Перепрыгивая его, человек проходил ритуал очистки.
Солистка поет "Ой, глибокий колодязю". В первой постановке ее исполняла Нина Матвиенко. Песню признали лучшей обработкой фольклора на мировом радиоконкурсе ЮНЕСКО.
— В первой постановке "Цвета папоротника" всех поражали аутентичные костюмы, декорации, прекрасные хоры и хореография, — продолжает Станкович. — Тогда художник-постановщик Евгений Лысик сказал: "Мне кажется, при нашей жизни эта опера поставлена не будет". Четыре десятилетия она пролежала в ящике.
С декабря прошлого года "Когда цветет папоротник" посмотрели почти 22 тыс. зрителей.
— Из местных во львовские театры ходили 10 процентов зрителей. Остальные — туристы. А на "Цвет папоротника" пошли. Это стало престижно, — рассказывает Василий Вовкун. И добавляет, что эта опера мешала не только советской власти:
— В Горишних Плавнях — тогда еще Комсомольске, на Полтавщине ставили часть этого произведения на торжествах, куда съехались мэры и сельские председатели области (Вовкун рассказывает о фолк-опере-балете "Цвет папоротника". Ее в 2003-м создали на основе первой части "Купало". Хореографию ставила балетмейстер Алла Рубина, песни исполнял народный хор им. Григория Веревки. — ГПУ). Артисты пели на лодках с зажженными факелами. Когда репетицию услышали в церкви Московского патриархата — начали так бить в колокола, что мы не могли ни играть, ни петь. Мэру пришлось ходить кланяться, чтобы позволили выступить.
"Когда цветет папоротник" состоит из двух частей. Первая — "Купало" изображает дохристианские обряды. Вторая — "Героика" — казацкую эпоху и современные события в Украине. Ее дописали в 2017 году.
— Это большая картина Украины от давних времен до сегодняшнего дня, — добавляет Вовкун. — Свобода дохристианских украинцев в сексуальных отношениях, обрядах заменяется стремлением нашей нации к воле. В 1991-м выбороли независимость, потом оранжевая революция, и в конечном итоге — Революция достоинства. Заканчивается феерия двумя песнями о Морозенко (обобщенный образ защитника родной земли от иностранного порабощения. — ГПУ). В завершение на сцену выходят дети. Как символ того, что среди них может быть наш Морозенко.
Автор костюмов Анна Ипатьева использовала символы трипольской культуры.
— Представляем Украину как часть великой древнейшей культуры. Костюмы хора разделены поровну — на светлые и темные. Головные уборы украшает месяц. С краями вверх — символизирует радость. Ниспадающий — грусть, — говорит Ипатьева.
В опере-феерии "Когда цветет папоротник" задействованы более 400 участников. Хор состоит из 80 артистов.
Комментарии