- Если постоянно есть много мяса, то потом хочется травку пощипать. Так и с фотографиями. Давно все перешли на цифру и цвет, но выставочные залы все чаще просят что-то старое черно-белое, - рассказывает 78-летний фотограф из Тернополя Василий Бурма. В конце мая в местном Украинском доме "Победа" он выставил сотню своих фотографий. Снимал на пленку, проявлял и печатал вручную 20-40 лет тому назад.
С автором разговариваем на стульях выставочного зала через два дня после открытия выставки. Седовласый, низкого роста мужчина поверх синей рубашки одел жилетку в ромбы. Через плечо - фотосумка.
- Ишь, какие рандендулечки, ты гляди, - выкрикивает Василий Александрович, рассматривая длинноногих девушек, идущихна второй этаж "Победы", - там происходят показы мод.
- Черно-белая фотография учит работать со светом. Объект надо ловить в таком месте, чтобы он с фоном не сливался. Любил людей против солнца фотографировать - чтобы волосы "серебрились". Хорошо выходят портреты - серьезные мужчины с морщинами и красивые женщины. Два цвета подчеркивают фактуру лица, - останавливается возле портрета темноволосой женщины. - Хотя, знаете, эта румынка, может, и в цвете лучше вышла бы. У нее были голубые глаза, как лагуна. Есть такие вещи, что фотографировать черно-белым - мазня. Когда, например, хочется передать темную зелень или какие-то яркие цвета - оранжевое.
Останавливаемся возле ночного пейзажа города. Поверх зданий огромный полукруг луны.
- Наверное, с луной переборщил - великовата, - присматривается, наклоняя голову в сторону. - Эту фотографию в лаборатории из трех лепил. Отдельно снимал воду, отдельно здания, отдельно - луну. Есть еще несколько фото с тогдашними спецэффектами. Тогда это все подвигом было - штук 20 испортишь и выбросишь, пока правильно проявишь. Какая-то пылинка упадет под аппарат - имеешь вот такую точку на фотографии. Теперь на компьютере это все одной клавишей делаешь. Современная техника и интернет сделали мудрых мудрее, а глупых - глупее. Классные работы есть, но большинство щелкают, не глядя.
Проходим возле фото кубинцев, испанцев, итальянцев.
- Когда говорю, что бывал в 32 странах и в большинстве - при Союзе, то все думают что я в КГБ работал. Иначе не пускали. Но в действительности тогда было проще, чем теперь. Приходило на хлопчатобумажный комбинат 30 путевок на Кубу. Девушки боятся - не хотят, а мне - милое дело. Выдал книжечку и за гонорар - полетел. При Украине пару раз звали меня в "бизнес-туры" - какие-то там свирели продавали в Египте, Польше - так наунижался, так досадно мне было.
Василий Бурма уже 50 лет публикует свои фотографии в местных газетах.
- Приезжал к нам первый секретарь Компартии Петр Шелест, так когда цеплял орден Ленина к флагу, развернулся задом. Кричу на весь зал: "Как стали? Повернитесь!" Клерки сразу шипят "Ты шо, б...ь, себе позволяешь"?. А он повернулся и еще и потихоньку цеплял, пока я подстроился под свет. Из наших президентов Кравчука фотографировать было проще всего, у Кучмы охрана уже более строга, а у Ющенко ребята - так те прямо по рукам били, как только близко подходил.
Снимаю как-то закат солнца возле катера на нашем пруду. Оступился - уже в воде. Выныриваю, а камера на берегу. Публика на катере животы от смеха рвет и хлопает. Мужчина подходит: "Ну ты, мужик, и штукарь! Уже вроде в воде весь был, но рукой как-то камеру выбросил".
Как-то героя статьи не сфотографировал - в Скале-Подольской писал о женщине, в которой черт жил. Говоришь с ней нормально, здесь вдруг она бледнеет, рот перекашивается так, что губы аж возле ушей. И голос хриплый мужской изнутри: "Ты, сука, привяжи язык". Я аж испугался. Даже имя ее изменил в статье, чтобы проблем не имела.
В этом году в Тернополе планируют почтить Василия Бурму на местной аллее звезд. Там уже есть звезды художника Иван Марчука и поэта-песенника Степана Галябарды.
Комментарии