Выставку "Самки и яйцекладки: женщины из культуры" 20-летней львовской художницы Грыци Эрде открыли в прошлое воскресенье в музее "Дрогобыччина" в городе Дрогобыч на Львовщине. Это 10 живописных и 15 графических работ. А в среду полотна сняли и отнесли в подсобку директора музея.
— На работах художницы грубо затрагивается сокровенное, — возмущается заместитель городского головы Дрогобыча Богдан Пристай, 52 года. — Матерь Божья изображена дряблой женщиной с четырьмя грудями. У людей, которые будут на это смотреть, появится неправильное мировосприятие. Я удивлен, что в нашем городе открыли такую выставку. Тем более, в День матери.
60-летний директор музея "Дрогобыччина" Зиновий Бервецкий говорит, что не хотел закрывать выставку:
— Пристай прибежал ко мне и попросил немедленно снять работы, — говорит он. — Я сказал, что не буду делать этого. Не хочу ни перед кем ходить строем. После этого Пристай обзвонил всех, кого мог. Просил начальника управления культуры немедленно уволить меня. Но тот нормальный мужчина, никак не отреагировал. Мне с возмущением звонили по телефону председатели всяких общественных организаций и священники. В горсовет вызывали "на ковер". Спрашивали, какая комиссия позволила вешать эти картины. Я ответил, что когда-то комиссия принимала решение, какой портрет Ленина вешать в музее. А теперь нельзя решать все вопросы компартийными методами.
Бервецкий считает, что ничего обидного в картинах Грыци Эрде нет.
— Это не просто мазня, работы действительно несут какую-то мысль, — уверен он. — Можно было улыбнуться и пойти дальше, не подымая шум. В воскресенье на выставку пришли преподаватели нашей художественной школы с детьми, и ни у кого не было претензий.
Грыця Эрде — псевдоним студентки четвертого курса Украинской академии дизайна Анастасии Падун.
— Я ожидала такой реакции, — признается " ГПУ" художница. — Умышленно отвезла свои работы в маленький город. Чтобы посмотреть на реакцию местных. В Киеве и Харькове на мои картины отреагировали нормально. В Ирпене запомнилось двое лысых охранников. Они долго всматривались в картину, где изображенная лысая и голая Ева, а потом сказали: "Как можно рисовать такое извращенство?". Выставкой "Самки и яйцекладки" я хотела показать, что женщина имеет детородную функцию. Идея картины "Четырехгрудая Дева Мария" в том, что, чтобы вырастить сына Божьего, для женщины было бы мало двух грудей. На моих полотнах изображены обнаженные женщины, преимущественно лысые, со всеми целлюлитами и другими недостатками тела. Таких можно увидеть, раздев любую женщину на улице.
Говорит, на открытии выставки в Дрогобыче какой-то мужчина пообещал ей:
— Будешь гореть в аду!
— Но на моих картинах нет никаких христианских символов, — заверяет художница. — Гоген когда-то нарисовал желтого Христа, у Сальвадора Дали есть картины с распятием. У нас привыкли, что нарисованные голые тела — это плохо. Тем более, если эти тела не такие идеальные, как на картинах Тициана или Рембрандта.
Вчера Грыця Эрде провела в Дрогобыче конференцию, на которую пригласила искусствоведов и художников из Львова. Но выставку не возобновили. Летом художница повезет картины в Ивано-Франковск, а затем на восток и юг Украины.
— Боюсь, что там отреагируют еще хуже, — признается Грыця Эрде. — Люди в индустриальных городах не готовы воспринимать такое искусство.
Комментарии
1