"Хоть бы одна газетная вонючка навоняла, что на моих выставках почти все президенты мира были", — недоволен 69-летний художник Николай Сядристый. Разговариваем в кафе возле его Музея микроминиатюр на территории Киево-Печерской лавры.
Cядристый рисует под микроскопом картины в половинках маковых и яблочных зерен, вырезает барельефы из терновых и вишневых косточек. 50 лет назад подковал блоху. Еще вырезал из золота комара. На его нос посадил микроскопическую девочку под золотым зонтиком. Вырезал самый маленький в мире действующий мотор, книжку "Кобзарь", шахматы на головке булавки.
— Братья Кличко своих гостей ко мне водят, — хвастается. — Как-то я достал редкостную книжку, изданную до революции врачом и психологом Сикорским. Он был отцом знаменитого авиаконструктора. Виталий Кличко нашел внука этого врача и познакомил нас.
Заказывает кофе и усаживается за деревянный столик в кафе.
— Этот стол исторический, — замечает. — Ельцин за ним сидел. Я работал на его выборах. Писал ответы на возможные вопросы. Сумку денег заработал, раздал родственникам и знакомым. В "Огоньке" напечатали большую статью обо мне — "Сядристый знае т все".
А Ющенко на вашей выставке был?
— Ну да, в Украинском доме. Пришел, а за ним все эти танюки, три пачи. Президент меня пригласил домой. А после на машине ко мне домой на Левобережную приехал.
Сам?
— Разве ж только Ющенко? — сердится. — Руководитель правительства Андорры Марк Форне Мольне предлагал мне дом в их княжестве. Но я отказался.
Говорит, за рубежом рядом с его работами часто вешают карту Украины:
— Потому что никто не знает, где это.
При Союзе вы были выездным?
— Да, хотя в политбюро доносы писали, что сочувствую Сахарову. Хоть я Сахарова в глаза не видел. Но у меня во всех организациях всегда были поклонни ки. И в кагебе, и в цека, и в совете министров.
Вспоминает, 20 лет назад выставлялся во Флориде, где расположен один из филиалов НАСА — управления США, которое исследует космос.
— Американские инженеры увлекались моей чеканкой. Главный инженер, тоже славянин, пригласил в гости, угощал индейкой. Подарил первые фотографии, сделанные с обратной стороны Луны.
Как вы делаете свои миниатюры?
— Это просто, — отмахивается, — инструменты для резьбы придумал сам. Две книжки об этом написал.
Когда удобнее всего вырезать?
— Осенью, ночью. Когда спадает электростатика.
Родственникам свои работы дарите?
— Зачем оно им? Жена и так мое увлечение терпит. Говорит: это гениально, но дом пылесосит нужно.
Продаете миниатюры?
— Всяким фраерам? — переспрашивает. — Конечно, нет. Даже не знаю, сколько они стоит. Раз в два года мне что-то заказывает друг, украинский бизнесмен, живущий в Москве. Путину он подарил мой микроскопический парусник "Меркурий" из золота. А Назарбаеву его портрет на срезе тернового зерна. Королю Арабских Эмиратов вырезал из золота его любимого сокола на половинке виноградной косточки. Когда-то я рисовал на срезах зерен. Но в зернах жиры окисляются. Поэтому с десяток миниатюр испортились. В последнее время в зерна вставляю бумагу.
Паруса корабля в 400 раз тоньше, чем волос человека
Над чем сейчас работаете?
— Ни над чем. С вами поговорю, может, какая-то идея придет.
Большие портреты когда-то рисовали?
— Ленина. Мать говорила: "Стоило портить глаза над этим чертом лысым?". Потом сделал портрет Хрущова. Рисовал не линии, а слова из речи Хрущова 1960-го в США. Так получился портрет и одновременно речь Никиты Сергеевича. Подарил ему лично в Харькове. Хрущов ехал туда на проезде из Крыма в Москву. Сказал: "О, ты изобразил меня лучше, чем я в действительности!" Но кагебе узнало, что Хрущов пишет мемуары, и сожгло его дачу в Москве. Там и мой портрет сгорел, дочь Хрущова Рада рассказывала.
Достает пачку "Парламента". Закуривает.
— Чтобы делать миниатюры, нужно владеть пульсом и дыханием, — продолжает.
Чего же вы курите?
— Вчера был на политическом собрании. Рядом нигде не продавали поштучно, так я сдуру взял целую пачку.
Спиртное употребляете?
— Могу вре зать много. Под хмельком вставлял паруса во фрегат, и нормально вышло, — говорит о корабле из золота длиной 3,5 мм Паруса корабля в 400 раз тоньше, чем волос человека.
Прощаясь, замечаю, что у Сядристого нет обручального кольца.
— Оно работать мешает, — объясняет. — Где-то есть. Красивое. Ювелир аргентинского президента подарил, когда увидел мою выставку в Буэнос-Айресе.
1937, 1 сентября — Николай Сядристый родился в селе Колесниковка на Харьковщине в семье колхозников
1956 — поступил к Харьковское художественное училище
1960 — вступил в брак с агрономом Ольгой. После Харьковского сельскохозяйственного института им. Докучаева работает агрономом в Ужгороде. Родился сын Костя
1967–1974 — инженер в институте системы Академии наук
1970 — книжку "Тайны микротехники" признали бестселлером Всесоюзного конкурса на лучшую научно-популярную книжку
Имел выставки в 25 странах мира
Комментарии
1