Скрипку Страдивари хочет продать 31-летний Борис. Фамилию и место жительства называть отказывается. Боится за свою безопасность.
Дед Бориса перед смертью рассказал, что имеет скрипку работы итальянского мастера Антонио Страдивари, изготовленную в 1715 году. Доказательством владелец называет клеймо внутри инструмента.
- Скрипку мой прадед купил где-то в 1890 году. Дедушка тогда еще был совсем маленьким, - рассказывает Борис по телефону. - Прадед ездил за ней куда-то далеко. Дед говорил, что купили ее за очень большие деньги. Всю жизнь эту историю скрывал, боялся. А когда ему уже стало совсем плохо перед смертью, рассказал мне. Скрипка в хорошем состоянии, хотя и нуждается в реставрации. На ней можно играть.
- Семья прадеда была еврейская. Жили в Николаеве, имели обувную лавку. Прадед играл на скрипке - какое-то время работал в Петербургской консерватории. Хотел, чтобы и дочь освоила инструмент, но она не захотела. А сын - мой дед - играл на скрипке с 6 лет.
Борис говорит, что инструмент ему не нужен. Хочет его продать коллекционеру или музыканту.
- Скрипки Страдивари и других больших мастеров все известны. Они ни откуда взяться не могут, - говорит эксперт киевского аукционного дома "Корнерс" Дмитрий Голец, 42 года. - А в XVIII и XIX веках разные ремесленники ставили клейма "Страдивари", пытаясь повысить стоимость инструментов.
- Вероятно, что это скрипка фирмы "Страдивариус" конца XIX в. Если бы это была робота Антонио Страдивари, клеймо там должно было бы быть выжжено, а не написано. Ее должны оценить эксперты. Посмотрят, в каком она состоянии, какой звук издает. Если все хорошо, то она может чего-то стоить как качественная работа мастеров позапрошлого века, - рассказывает столичный галерист Виктор Федчишин, 38 лет.
На аукционах и художественных форумах скрипки XIX в. в хорошем состоянии оценивают от 700 евро до нескольких тысяч. XVIII в. - вдвое больше.
В мире сохранилось до 600 инструментов, созданных Страдивари. Итальянский мастер изготовлял также виолончели, лютни, арфы, мандолины. Исследователи считают, что особое звучание они имеют благодаря специальной обработке древесины или лака. В него Страдивари мог домешивать вулканический пепел.
Комментарии
1