В Черновцах читали стихи на троллейбусной остановке и боксерском ринге
- "Звідки ти, чорна валко, пташина зграє? Ми, капелане, мешканці міста, якого немає. Прийшли сюди, принесли покору і втому. Передай своїм, що стріляти більше немає по кому", - читает вслух харьковский писатель 40-летний Сергей Жадан возле троллейбусной остановки в Черновцах. В течение 5-7 сентября в пятый раз проходил Международный поэтический фестиваль "Меридиан Черновиц". На него приехало более 50 авторов из семи стран. Поэзию читали на остановке, боксерском ринге и в полуразрушенной синагоге.
- Этот Жадан говорит красиво. Я сам немного писал, когда воевал в Афгане. Хожу сюда на пиво, а это решил послушать стихи, - на скамью на остановке приседает черновчанин Иван Требиш, 56 лет. Глаза влажные от слез. На руках татуировки "77-79" - годы службы в Афганистане. - Я был капитаном. Моим двум мальчикам, которые поумирали, было по 20 лет. Они, может, девочку даже не целовали. А почему я не умер? Судьба. - Показывает шрамы на ногах и руках от ранений. - Я хотел идти сейчас на войну. Пришел в военкомат. Сказали, что нет нужного звания. И староват.
На сцену выходит калушский поэт Юрий Издрык в черных очках. Около 400 слушателей сидят на клумбах или бордюрях. Жильцы соседних домов останавливаются на несколько минут послушать, большинство уходят.
- Сейчас мне гадко писать стихи. Они вызывают отвращение. Раньше это было частное занятие, радостное, веселое. Написанное для одного человека. Лексика войны вылезала и раньше, были какие-то предчувствия. Но сейчас это уже напрямую, - говорит после выступления Юрий Издрык, 52 года.
После чтений на остановке поэты и гости заходят в автобус. Студенты читают стих со словами "Твоя порядність така спокуслива" киевлянина 35-летнего Дмитрия Лазуткина.
- У меня сформировался образ поэта, который пишет преимущественно для девушек, - шутит Лазуткин в футболке с надписью "Мама Анархия". - Это все в таком эротически-нежном стиле. Но мое творчество сейчас становится более социальным. Миллионы украинцев живут в состоянии постоянного стресса. Многие в жизни не думали, что возьмут в руки оружие, страшнее кухонного ножа. Теперь защищают украинские границы.
Автобус прибывает к боксерскому клубу "Колизей".
- Некоторые гости никогда не видели настоящих боксерских поединков на расстоянии вытянутой руки. Боксеры, которые занимаются в этом клубе, вряд ли видели живых поэтов, - выходит на ринг президент фестиваля "Меридиан Черновиц" Святослав Померанцев, 38 лет. Первым приглашает выступитьсына, третьеклассника Семена. Мальчик читает наизусть стих Сергея Жадана "Марат". В нем 52 строки.
- Выучил за два дня. Помогала бабуля, - после выступления карабкается на ступеньки Семен Померанцев, 8 лет. - Я всех поэтов знаю. Больше всего нравится Андрей Любка, потому что он когда-то дал мне 100 гривен.
Между выступлениями поэтов проходят боксерские поединки. Стихи Издрыка, Жадана, Лазуткина и Екатерины Бабкиной читают также на немецком.
- Перевела всех авторов, которые участвуют в фестивале, - говорит немецкая поэтесса Беатрикс Керстен, 33 года. В августе месяц жила в Черновцах на стипендию от фестиваля. Перед тем пять лет изучала украинский. - Тяжелее всего переводить Жадана. Пишет для песен, надо чувствовать особенный его ритм. А от стихов Издрыка у меня дрожь по коже. В Украине сильна поэтическая традиция. Стихов здесь очень много. В Германии поэзия не очень важна в литературе, у нас больше прозы. Ехать в Черновцы не было страшно. В Германии о том, что здесь происходит, мало информации. Новости об Украине поверхностны.
Вход на все мероприятия фестиваля был свободный. Дальше писатели отправятся в поэтическое турне в Польшу, Чехию и Германию через Ивано-Франковск и Львов.
77 стихов о Майдане за ночь в конце февраля написала львовская поэтесса Марианна Кияновская, 40 лет. Некоторые тексты вышли в сборниках, посвященных Майдану.
Комментарии