Украинские онкологи обратились к президенту Виктору Ющенко с просьбой поддержать национальный план "50 шагов борьбы с раком в Украине". Директор Национального института рака, член президиума Украинского медицинского союза Игорь Щепотин, 52 года, рассказывает, что Министерство финансов вдвое уменьшило выделение средств на борьбу с раком.
Что вынудило онкологов разработать настоящий документ?
— Украинская онкология развивается, и у нас есть серьезные достижения. За последние три года впервые в Украине начала снижаться смертность от рака, при том, что заболеваемость раком в нашей стране, как и во всем мире, растет. Мы знаем, что делать. Но внутренний ресурс, за счет которого мы могли бы повышать качество нашей помощи, уже заканчивается. Потому нам нужно содействие государства.
Какая главная идея этих "50 шагов"?
— Противостояние раку должно быть не только борьбой врачей с болезнью, а преодолением проблемы как такой. Если план начнет работать в ближайшее время, то через 3–4 года сможем существенно уменьшить смертность. 80 процентов всех онкозаболеваний предопределены внешними факторами. Это значит, что их мы можем предупредить профилактическими действиями. Именно на это прежде всего нацелен наш план.
Вы предлагаете новый подход?
— Да, в плане расписана роль каждого гражданина, заканчивая президентом, — что нужно сделать, чтобы не заболеть раком. Или же если так произошло, то обнаружить его на ранней стадии. Мы хотим обеспечить равные условия помощи для жителей столицы и регионов. В частности, хотим ввести паспорт онкологических заведений Украины. Там каждый регион предоставит информацию, что из необходимого оборудования у него есть, а что нужно купить. В целом, сейчас мы работаем, не имея даже закона об онкологической службе.
Минфин вдвое обрезал финансирование борьбы с раком
Сколько будет стоить реализация вашего плана?
— Его финансирование пока не просчитывали. Но сегодня есть большие проблемы с финансированием отрасли онкологии. Два года тому назад была разработана национальная государственная программа борьбы с раком, которая рассчитана до 2016 года. Ее смета 7,5 миллиарда гривен. Но Министерство финансов сейчас говорит, что бюджет страны не может рассчитывать на такие суммы, и предлагает вдвое меньше.
И на что стоит рассчитывать больным?
— Если нам дают вдвое меньшую сумму, то и обеспечение онкопомощ и проходит на уровне 50 процентов. Другую половину пациенты должны покрывать из собственного кармана. Или оставаться без помощи.
Если не финансируется национальная государственная программа, то какой смысл в национальном плане?
— Программа решает задание медицинского обеспечения. Обычно и ответственность за ситуацию с онкозаболеваниями возлагается только на врачей. Это стратегическая ошибка, которая не позволяет решать проблему в целом. Скажем, если мы сейчас придем к главе райгосадминистрации и будет требовать от него какого-то содействия или денег для помощи онкобольным, он скажет: идите гуляйте. А вот указ президента обязателен для выполнения. Следовательно, будем иметь правовую базу для нашей деятельности. Потому онкологи обратились к Виктору Ющенко с просьбой поддержать национальный план борьбы с онкологическими болезнями. Кстати, настоящий документ является продолжением его политики. Несколько лет тому назад Украина подписала Парижскую хартию и присоединилась таким образом к международному содружеству в его борьбе с онкозаболеваниями.
Комментарии