Правительство плохо представляет, какую экономику строит. Оно не имеет постоянной, определенной политики, считает доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой, 58 лет.
- Правительство боится скачков инфляции, срыва курса гривны, долгов по зарплате и пенсиям, поэтому и не знает, как действовать. В прошлом году в первом полугодии они сознательно боролись с инфляцией. Остановили кредитование предприятий, граждан и переборщили - началась дефляция. Снижение цен выдавали за огромное достижение, однако бюджет недополучил 10 миллиардов гривен. Потом наоборот, начали масштабные займы, так как боялись еще больших недопоступлений в бюджет. Раскручивание инфляции, повышение цен в августе-сентябре привело к тому, что налоговые поступления начали возрастать. А в долг брали "на всякий случай". Не знали сколько надо - 100 или 130 миллиардов гривен. Что лучше, рост цен или их падение?
Какой была реальная инфляция?
- Достоверной информации нет, потому что как только правительству надо показать рост ВВП, оно занижает показатели инфляции. В цивилизованных странах принято, что статистика поступает из двух-трех независимых источников. Надо учитывать, например, возросшие без обоснования коммунальные тарифы на горячую воду, выросшую вдвое плату за проезд. В нашей "корзине" они не учтены.
Лучше всего инфляцию проверять на собственном кошельке - сколько тратил раньше и теперь.
Как отразились цены на вашем кошельке?
- Я заметил, что цены возросли на 25 процентов. Прибавлю, что в прошлом году оптовые цены для промышленности - сырье, оборудование, детали - возросли на 40 процентов. Здесь есть заговор монополистов-поставщиков. Экономика набухает за счет роста цен, а не объемов производства. Тоже происходит и с экспортом. Он якобы возрос на 28 процентов, но возросла только валютная выручка. Объемы произведенной продукции остались на предыдущем уровне.
С 1 января начал действовать Налоговый кодекс. Чего ждать от него?
- Сборщики налогов считают, что они выиграли битву, поэтому еще жестче будут вести себя с налогоплательщиками. На это уже реакция. В прошлом году отток национальных капиталов за границу составил 600-700 миллионов долларов, хотя во времена Ющенко было 20-40 миллионов. "Убегают" капиталы иностранных банков. Иностранные инвестиции сократились на миллиард долларов.
Сколько капитала может уйти за границу в 2011-ом?
- В полицейском государстве частный бизнес работать не будет. Останется только тот, что сросся с властью. Снова будут теневые схемы, цеховики, подпольные структуры, криминальный бизнес. За границу будут убегать даже сторонники "регионалов" с востока страны. Будут бояться, что и к ним придет сборщик налогов с задачей выполнить план по отчислениям или арестовать имущество.
Что такое плановая проверка налоговой? Это нонсенс. У нас же не плановая экономика. У вас, налоговой, свои планы, а у меня, предпринимателя - свои. Проверки могут быть, только если предприятие подозревают в уклонении от уплаты налогов. Для этого надо иметь доказательства. Как прокурор возбуждает дело по признакам, так и налоговая должна возбуждать дело по определенным основаниям, обратившись за разрешением в определенное правовое учреждение.
Чего добивается новая власть?
- Правительство строит экономическую модель, в которой решение принимает государство, а не рынок. Например, приказали государственным банкам занимать деньги и пускать их на кредитование помпезных сооружений, которые теперь торжественно открывают с перерезанием лент - мосты, дороги. Во-первых, банку не дают возможности выбирать, какой бизнес кредитовать. Это несовместимо с банковской деятельностью. Во-вторых, смогут ли правительство или строительная компания погасить 14 процентов годовых по кредиту? И заплатят ли вообще и через сколько лет?
Возможно, президент считает, что модель такого государственного капитализма будет успешной?
- Тогда это его серьезная ошибка. Эта модель не будет конкурентоспособной и наконец потерпит крах.
В странах с рыночной экономикой деньги крутят несколько раз - в банках, инвестициях, ценных бумагах. Частные инвестиции идут в высокодоходные области. За год-два эти прибыли кратно увеличат инвестиции в эту же область. Вместе с тем государство одолжит у Китая 5 миллиардов долларов на железную дорогу: положат рельсы, купят вагоны. И такой кредит выдают за инвестицию. Хотя на самом деле это закапывание денег в землю. Ведь частный сектор приумножает, а государственный - проедает и уменьшает инвестиционный потенциал страны. В конце концов, государственные сметы оказываются в два-пять раз большие первоначальных. Качество стройматериалов – хуже, чем предусмотрено проектом. Все эти государственные строения - грабеж среди белого дня. Члены правительства всегда вкладывают в сомнительные объекты, так как там получают наибольшие взятки.
Настоящую Украину я сравниваю с императорской Японией или франкистской Испанией. Их государственные капиталистические модели закончились разрухой и попрошайничеством людей. Хотя со временем ту же Испанию рынок поднял за 10 лет.
В Казахстане, например, государственный капитализм. Но туда идут иностранные инвестиции.
- Это четвертая страна мира по запасами нефти. Энергетическим компаниям, которые туда приходят, надо решать вопрос с землей, экологией, пять-шесть лет строить одну буровую скважину. Поэтому они всегда работают только с госучреждениями. Такие капиталы быстрее выберут страну с постоянным диктаторским режимом. Однако в таких государствах обогащается только олигархия и партия власти, а не община.
Почему наше государство не развивает прибыльные области?
- Это олигархическая модель. Никого не интересуют инновации, явные прибыли и рост производств, независимых от власти. Вкладывают только в зависимые бизнесы. Олигархи поставили во власти свою партию и заставляют работать на себя. Чиновники обеспечивают их предприятия дешевой электроэнергией, сырьем, кредитами. Еще дают отсрочки по налогам, в то время как у других собирают налоги наперед. Так окружение президента обогащается из воздуха. Олигархи получали предприятия за миллионы, а теперь оценивают их в миллиарды.
Комментарии
4