Народный депутат от фракции "Наша Украина" Сергей Головатый, 52 года, считает все еще возможным обращение к Конституционному суду для отмены политреформы.
Процесс захвата власти Партией регионов уже приобрел признаки необратимости?
— Я не согласен с тем, что у Ющенко кто-то что-то отбирает. Он сам все отдал. Тогда, когда, еще будучи кандидатом в президенты, согласился на так называемую "политреформу". Подписали в Мариинском дворце меморандум, потом состоялось знаменитое голосование, в котором участвовала значительная часть "Нашей Украины". Они тогда сами себе вынесли приговор. Тот же случай, когда ведут украинца на казнь, а он спрашивает: веревку дадут или с собой брать? Ющенко взял сам. И с тех пор она все туже и туже затягивается не только на его шее, но и на шее Украины как независимого и е вропейски ориентированного государства.
Потому что дело же не лично в Ющенко как в человеке или политике. Речь идет, прежде всего, о независимости Украины, демократии в ней и том институте власти, который должен обеспечить и независимость, и демократию. Ведь более действенного и более эффективного властного института, чем президентский, в Украине не было. Сейчас же произошло разрушение института главы государства. По Конституции президент у нас — гарант государственной независимости, суверенитета, прав и свобод человека. Все это "политреформой" уничтожено. Практически гаранта всего этого не стало. Ющенко лишен возможности в дальнейшем им быть.
И все фундаментально спланировано. Это стратегический проект, которые не реализуют за год или пять. А если нужно, то и за 20 или 30 лет...
Кем спланировано?
— Теми, кому Украина мешает как самостоятельный, демократический, крепкий экономически субъект геополитического пространства.
Имеете в виду Россию?
— Я не буду называть. Какой-то одной страны здесь нет. Даже у России есть разные центры влияния или принятия решений. Нет одного игрока. За всеми событиями в Украине стоят определенные силы, система. Посмотрите на дело Гонгадзе. Оно началось раньше, чем "политреформа" — но источники те же. Первый удар по институту президента был нанесен тогда. Был Кучма, теперь Ющенко. Дело не раскрыто, и любой президент от него будет зависеть. Ведь что же ты за глава государства и гарант прав, когда не обеспечил право матери знать, где ее сын и что с ним произошло?
После прихода к власти антикризисной коалиции мы возвращаемся к временам Кучмы?
— Кое в чем сейчас хуже, чем при Кучме. В чем-то лучше. Эта коалиция бесчинствует, действует нахраписто, своевольно, агрессивно — но она поставлена в иные политические условия, чем были при Кучме.
Кучма тоже начинал при демократии и определенных противовесах, но впоследствии сам создал такие условия, которые позволили получить максимум бесконтрольной власти...
— Именно так поступает антикризисная коалиция. Это такой себе коллективный Кучма. Впрочем, своим отношением к Конституции, праву, способу решения политических вопросов они даже хуже Кучмы. Путем принятия законов пытаются создать самые благоприятные условия для своего пребывания при власти. Это непременно приведет к кризису. Вырастает новое поколение, которое вряд ли можно будет загнать в стойло.
Сейчас нет лидеров, равных Чорноволу
Если бы летом прошлого года премьером стала Тимошенко, а не Янукович, сейчас политическая ситуация была бы принципиально другой?
— История не знает условного наклонения. Случилось то, что случилось. Представление Януковича на премьера от этой коалиции было фундаментальной ошибкой Ющенко. Второй после его согласия на "политреформу".
Будучи тогда министром юстиции, я написал президенту записку. В ней, кроме стопроцентно тогда существующих юридических оснований для роспуска Верховной Рады, дописал в качестве совета другие, моральные. Ющенко мог бы их озвучить, объявляя о роспуске парламента. Причем там не было привязки к личности Януковича. "Для меня как для главы Украинского государства эта кандидатура является неприемлемой с моральной точки зрения прежде всего потому, что она выдвинута коалицией, в составе которой есть правопреемники политической силы, истреблявшей украинский народ Голодомором, — Коммунистической партии", — так тогда мог бы сказать президент. Но Ющенко парламент не распустил, и теперь вся ответственность за ситуацию в Украине лежит на нем. Потому что дело же не в том, какой результат получила бы на досрочных выборах "Наша Украина". Ответственность лежала бы на народе. А президент при таком подходе мог бы сказать: я сделал все, что от меня зависело.
Сейчас у Ющенко есть возможность распустить парламент?
— Нет.
Что же можно сделать, чтобы переломить ситуацию?
— Сделать можно много. Но для этого нужно желание, умение и решительность. При отсутствии хотя бы одного из этих качеств ничего не выйдет.
Существует ли возможность отмены политреформы через Конституционный суд?
— Существует с 5 декабря 2004 года. Будучи тогда еще членом фракции Блока Юлии Тимошенко, я подготовил представление и собрал 50 нужных для обращения в Конституционный суд подписей народных депутатов. Отдал это Юлии Тимошенко. Они оказались в сейфе Александра Турчинова, тогдашнего главы Службы безопасности Украины. Где обращение сейчас — не знаю.
Сейчас еще можно обращаться с этим в Конституционный суд?
— Конечно. Закон о внесении изменений в Конституцию является актом, недействительным с момента появления. То есть таким, который не может считаться соответствующим действующей Конституции. Потому есть все основания обращения в Конституционный суд, и право этого обращения не ограничено во времени.
Почему же не обратится в суд "Наша Украина", хотя и приняла такое решение на съезде?
— Я не являюсь членом этой партии, а лишь фракции НСНУ в Верховной Раде, потому не знаю. Для меня, как для политика, объяснений промедления с обращением в суд нет.
В случае обращения в суд на его решение могут повлиять политически?
— Не исключено. Политика влияет у нас на все. Вот сейчас договариваются устранить генпрокурора Медведько, чтобы вернуть на это место Пискуна. Хотя есть решение Высшего административного суда, что освобождение от должности Пискуна было осуществлено в рамках конституционных полномочий президента. А теперь изменилась политическая конъюнктура, кому-то нужно кого-то посадить или же наоборот — освободить от криминальной ответственности... Вот и решили: давайте вернем Пискуна, потому что он обещает это сделать. Хотят через Верховный суд отменить решение Высшего административного. Разве это не политика, в которую вовлекается наивысшее судебное учреждение вопреки своему назначению?
Как вы объясняете логику Юлии Тимошенко в ее сотрудничестве с Партией регионов?
— Она делает то, что и другие лидеры, — борется за личную власть. Я пришел в политику в конце 1988-го, когда зарождался Рух. Видел всех украинских политиков, их слова, действия. И за все это время лишь для одного лидера наивысшей ценностью была Украина — для Вячеслава Чорновола. В этом он не сдавался никому, не шел ни на какие компромиссы с Кравчуком, Кучмой и теми в Рухе, кто шел на компромиссы. Единственный, кто ставил Украину выше своей жизни. Больше таких не было. И сейчас среди лидеров пяти парламентских политических сил нет ни одного, равного Чорноволу.
Комментарии