В варшавском ресторане госпожа за соседним столиком громко делилась с приятелями впечатлением от украинских дорог. "Дюра на ровном месте!", — со смехом рассказывала, как въехала с разгона в привычные для нас ямы.
Очередной политический кризис в Украине не стал для Запада чем-то неожиданным, как та "дюра" для варшавской госпожа. Но негативного имиджа также ощутимо прибавил. В европейских столицах уже практически решено — в декабре Украина не получит План действий по приобретению членства в НАТО.
Настроения изменились даже среди поляков, в Варшаве ощутимый пессимизм.
— В Европе все меньше энтузиазма относительно Украины, — говорит председатель Комитета иностранных дел Европарламента Яцек Сариуш-Вольский, 60 лет. — Поведение украинского политического класса делает миссию ее друзей тяжелой, почти невозможной.
— Если НАТО предложит Украине ПДЧ, а за этим ничего не наступит, — это будет политическое поражение Альянса, — считает 34-летний Олаф Осица из варшавского аналитического центра "Наталин". — Оно не могут себе этого позволить.
Но если в Варшаве чувствуется разочарование, то в Берлине и Париже — даже определенное облегчение. Украинский политический кризис стал весомым официальным аргументом, чтобы отказать Киеву в присоединении к ПДЧ.
— Я не вижу возможности, чтобы это произошло в декабре, — заявляет депутат бундестага Маркус Мекель, 56 лет. — Условия для предоставления ПДЧ - внутриполитическая стабильность и нацеленность внешней политики на сближение с Западом. Не думаю, что за два месяца все это появится. НАТО не дестабилизирует само себя через интеграцию в него нестабильной Украины.
— Зачем провоцировать Россию ради страны, которая не готова интегрироваться в НАТО? — спрашивает президент Берлинской европейской академии 56-летний Эккарт Штратеншульте.
Именно опасения обострить отношения с Москвой остаются главными, хотя и не слишком афишированным аргументом против украинского членства в НАТО. В Берлине его еще несколько вуалируют, но в Париже не скрывают — российский фактор, усиленный неопределенностью самой Украины, является главным.
Тимошенко каждый раз переводила разговор на экономические темы
— Я не оптимист относительно перспектив предоставления Украине ПДЧ по двум причинам, — говорит Филипп Дефарж, 65 лет, из парижского Института международных отношений. — В настоящее время в затруднительной ситуации находятся США, у них экономические трудности и будущие президентские выборы. Второй проблемой является политика Запада по отношению к России. С ней ведут себя, как с тяжелым ребенком: если наказываете, рискуете подтолкнуть к другим крайностям. НАТО не будет делать что-то такое, что обидит Москву.
В
подобных рассуждениях западные политики,
эксперты, дипломаты практически
единодушны. Следовательно, План действий
по приобретению членства в НАТО Украине
в декабре "не светит". Киев остается
один на один с Россией, которая становится
все агрессивнее.
При этом европейцы абсолютно не исключают подобного осетинскому вооруженного конфликта в Крыму — но рецептов гарантирования безопасности Украине не дают. Самым популярным советом является следующий: договаривайтесь с Россией, не провоцируйте ее. Можно услышать и довольно неожиданные, как для современной Европы, вещи. Например, о принадлежности Украины к сфере геополитических интересов Москвы. Французы считают, что Киеву стоило бы отказаться от планов присоединения к Альянсу. Или же что и НАТО как такая вообще больше не нужна.
Конечно, можно говорить о несправедливости или безразличии со стороны западных демократий. С другой стороны, Украина заслуживает такое отношение. У нее непривлекательный имидж, ее тяжело назвать прозападным государством. Из Европы видно, что украинские политики меньше переживают за национальные интересы страны, среди них почти нет проевропейских деятелей, а большинство населения настроено против членства в Альянсе. Вполне обоснованы сомнения европейцев в том, что в случае получения Плана действий по приобретению членства в НАТО Киев способен будет его выполнить. Более того — что кто-то этим вообще будет заниматься. Виктор Ющенко потерял силу, и его политические перспективы оптимизма на Западе не вызывают. Юлию Тимошенко там не считают поклонницей вступления в Альянс. "Во время встречи мы несколько раз спрашивали ее об отношении к НАТО, — вспоминает один из депутатов польского сейма. — Но Тимошенко каждый раз переводила разговор на экономические темы".
Польская "Газета Выборча" утверждает, что Франция и Германия планируют отказать Киеву от быстрого вступления в НАТО, вместо этого сделав Украине привлекательные предложения по сближению с ЕС. Действительно, практически все немецкие и французские собеседники акцентировали внимание на необходимости сотрудничества Украины в первую очередь с Европейским Союзом, а уже потом с НАТО. В то же время один из проинформированных дипломатов рассказал об интересной дискуссии внутри Евросоюза, связанной с прошлым саммитом Украина–ЕС. Когда готовили текст будущей общей декларации, Германия была против признания Украины в ней "европейским государством", как это предлагала Франция. Потому в окончательном документе записано "европейская страна". То есть словосочетанию придали географическое, а не политическое значение. Потому что иначе, считает Берлин, декларация могла бы быть использована Украиной для попыток получения перспектив членства ЕС.
Этот пример свидетельствует о том, какое место отводят сейчас Украине в Европе. К такой ситуации привели и многолетнее ее топтание на месте, и предубежденность или пророссийская политика ряда европейских государств. В итоге та часть украинцев, которые желали бы видеть Украину пусть и не членом ЕС и НАТО, но по крайней мере однородной с объединенной Европой, не имеют союзника в лице Запада. А он, похоже, не верит в нашу способность к европейскому пути развития.
Варшава–Берлин–Париж–Брюссель
Комментарии