Увидев по телевизору рекламу восточного препарата Юй-шу, Игорь Старников, 42 года, позвонил по указанному номеру. Объяснил, что хочет похудеть. Лишний вес у Игоря Александровича из-за болезни щитовидной железы.
Господина Игоря заверили, что препарат поможет быстро сбросить 16–22 кг. Лекарства продали якобы со скидкой, хотя вышло все равно дорого — более 2 тыс. грн.
Сегодня Игорь Старников считает себя жертвой телевизионной рекламы. Он не только не похудел, а еще и набрал 3,5 кг Снова обратился к продавцам. Те допустили, что ему нужен особый курс лечения: следует пройти стационарное обследование под надзором опытных врачей. Конечно, все услуги платые. Игорь не поверил и потребовал вернуть деньги вместо оставшегося лекарства. Ему отказали.
— Рекламе подчас доверяют больше, чем врачам, — комментирует этот случай психолог Надежда Волкович, 38 лет. — Следует учитывать и любовь наших людей к самолечению. Так сказать, каждый сам себе доктор.
Все пищевые добавки рекламируют незаконно
По данным социсследований, в 60% случаев посещение поликлиники не заканчивается выпиской классического рецепта — на бланке, с печатью и подписью. И здесь "на помощь" приходит реклама. Под ее влиянием люди не только тратят деньги, но и пополняют армию хронически больных.
— Десятки тысяч украинцев ежегодно страдают от самолечения. Употребление рекламируемых препаратов часто становится причиной отравления, — говорит заместитель председателя Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики Владимир Дрогомирецкий, 49 лет. — Наш комитет вместе с Министерством здравоохранения создал межведомственную комиссию по вопросам рекламы медицинской продукции. Она будет отслеживать нарушения законодательства в сфере рекламы лекарств и информировать об этих фактах исполнительные власти.
Активно рекламируют лечебные средства со ссылкой на несуществующие разрешения МЗО. Заместитель министра здравоохранения Валентин Снисар, 45 лет, считает: большинство потребителей воспринимают рекламу лекарств как рецепт и руководство к действию. А это приводит к непредсказуемым последствиям. Не всегда препарат оказывается некачественным — в большинстве случаев он человеку просто не подходит. Валентин Снисар советует не доверять слепо рекламе и обязательно советоваться с врачом.
В Госпотребстандарте рассматривают достаточно много дел о возвращении денежныхсредств. Люди покупают препараты через так называемые телевизионные магазины, но обещанного эффекта нет. Не удивительно, что большинство фирм, рекламирующих такой товар, существуют столько, сколько идет реклама.
— Очень часто СМИ рекламируют биологически активные добавки к еде. Их позиционируют как лекарственные препараты, хотя их оздоровительные особенности в установленном порядке не доказаны, — говорит начальник управления взаимодействия с органами власти, СМИ и по вопросам контроля рекламы Госпотребстандарта Ольга Соколова, 46 лет. — Это противореччит Закону о рекламе. Текст рекламы лекарственных средств согласовывать не нужно, а вот реклама пищевых добавок по закону должна согласовываться с Минздравом. До сих пор МЗО ни одного такого согласования не предоставляло. Поэтому вся реклама пищевых добавок является незаконной.
Комментарии