![Валерий Кравченко: ”Тогдашний председатель Верховной Рады Александр Ткаченко пролоббировал закон, которым позволили посевы мака в Украине”](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/189/189064_1_w_300.jpg?v=0)
Генерал-майор СБУ и вице-президент общественной организации "Движение родителей против аморальности" Валерий Кравченко, 61 год, считает, что противостоять наркомафии могут только гражданское общество и церковь.
Есть ли в Украине наркомафия?
— Да. Но не такая, как в Колумбии или Перу. Там стрельба, государственные органы противостоят этой наркомафии. Идут настоящие нарковойны. У нас же все тихо и спокойно. Потому что наркомафия срослась с властью. В сущности, бороться с ней некому.
А милиция?
— Как может милиция бороться с наркомафией, если от нее кормится? Вон весной в Прилуках обнаружили местную сеть по торговле наркотиками. В ней была задействована дюжина наркодилеров, которых " кры ше вала" милиция. Об этом доложили руководству Департамента по борьбе с незаконным обращением наркотиков Министерства внутренних дел. Но никто ничего не делал, пока одна из христианских организаций не устроила в городе митинг. На площадь вышли родители, дети которых погибли от наркотиков. Тогда власть отреагировала — кое-кого из наркоторговцев арестовали. Но ненадолго.
Но такой поворот событий — скорее исключение...
— Я много выступаю на разных пресс-конференциях, посвященных теме наркотиков. И вижу, что все это неэффективно. Наркомафия вместе с властью просто издевается над людьми, смеется им в глаза. Мол, вы делаете свою работу, а мы — свою. И милиция свою — " кры шует". Да и Министерство здравоохранения по-своему кормится. Так сказать, никто никому не мешает. Но я верю, что так будет не всегда.
Это сугубо украинская ситуация?
— Можно сказать и так. В 1987 году Совет Министров СССР принял закон, который запрещал посевы мака. А поля, где выращивали мак для потребностей медицины, охраняли внутренние войска. И так было до 1999-го. Пока тогдашний председатель Верховной Рады Александр Ткаченко не пролоббировал закон, которым разрешили посевы мака в Украине. А СБУ контролировать это производство не дали. Контроль возложили на местные комиссии, в состав которой входит фермер, в хозяйстве которого выращивается мак, работники того же хозяйства и местный милиционер.
Сейчас 85 процентов наркотиков в Украине – местного происхождения
И каковы последствия?
— Если до 1999 года 15 процентов наркотиков были украинского происхождения, а 85 процентов завозили, то после принятия этого закона ситуация изменилась в корне. Сейчас 85 процентов наркотиков в Украине – местного происхождения. Это так называемая ширка – наркотик на основе мака. А остальные — амфи тами ны, э кстэ зи, то есть синтетические наркотики – это и есть те 15 процентов, которые попадают к нам из-за границы.
До принятия того закона посевов мака в Украине было около трех тысяч гектаров. Сегодня — уже десятки тысяч. Мак выращивают более 40 аграрных фирм. А за ними стоят представители и исполнительной, и законодательной власти.
Но по телевизору часто показывают, как ликвидируют посевы мака или конопли...
— Это очковтирательство. В цивилизованном обществе правоохранительные органы не отчитываются, сколько килограммов героина или марихуаны изъяли. Потому что рядовых граждан интересует не это, а уровень безопасности в их районе, в целом по стране и тенденции в этом. Какой толк с информации об изъятии тех наркотиков, если наш наркорынок никаких проблем от этого не получает? Показателем борьбы с наркомафией является цена на наркотик. Если она с каждым годом увеличивается — следовательно, стражи порядка работают, а наркомафии все труднее находиться на этом рынке.
А у нас что происходит?
— А ничего. Каждый, как может, зарабатывает на этой беде. И Министерство здравоохранения, и Министерство внутренних дел, и Министерство аграрной политики. Все довольны. Эту проблему они готовы "решать" еще сто лет. Потому что никто конкретного задания побороть наркомафию не ставит. Говорят — бороться... Вот они и борются.
Сколько стоят изготовленные в Украине наркотики на внутреннем "черном" рынке?
— До сбора урожая это приблизительно 40— 45 гривен за стакан маковой соломки. После сбора цена падает вдвое — до 15–20 гривен. Но тоже ненадолго. А из стакана соломки можно приготовить пять доз " ширки".
Но как наркотики используют не только мак, но и медицинские препараты. Например, трамадол.
— Трамадол — это отдельная тема. Потребности Украины в этом препарате составляют почти 4 миллиона капсул в год. Но фармпредприятия, в свое время в основном "Стирол", изготовляли 95 миллионов капсул. Разве не ясно, куда этот препарат идет? И только когда возмущенные родители начали громить в Мариуполе аптечные киоски, где продавали трамадол, в 2005-м это предприятие свернуло его производство. Но препарат продолжают выпускать заводы в Киеве и Харькове. И МЗ обо всем хорошо знает, но ничего не делает.
Что же делать с наркоманией?
— Изменить ситуацию может только активность людей. Только гражданское общество способно бороться с наркоманией и наркомафией. На власть надеяться не стоит — она коррумпирована.
За пример можно взять Екатеринбург в России. Там наркомафия процветала и чувствовала себя вполне комфортно, пока не был создан общественный фонд "Город без наркотиков". По телевидению начали показывать портреты милиционеров, какие " кры ше вали" местную наркомафию.
Когда речь идет о контроле со стороны общества, имеется в виду и пропаганда здорового образа жизни, профилактика потребления наркотиков и обязательное участие церкви. У нас православная церковь этими вопросами почти не занимается. Преимущественно протестанты, баптисты и тому подобное.
На что стоит обращать внимание родителям, чтобы своевременно заметить употребление наркотиков ребенком?
— Обычно родители о проблемах своих детей узнают последними. Каждый думает: со мной такого случиться не может. Да, от наркомана водкой не пахнет. Но у тех, кто колется, обязательно на руках или ногах есть следы от инъекций. Стоит обратить внимание на зрачки, на то, как спит ребенок, как ест, потеет ли. Это описано в учебниках по наркологии и в христианской литературе. Нужно, чтобы об этом говорили в школах. Не трудно ведь медсестре выучить несколько страниц текста и доходчиво рассказать об этом родителям на собраниях.
Комментарии