Демократия в Украине не скатится до состояния 2004-го, говорит посол Германии Ганс-Юрген Гаймзёт, 57 лет.
Во время недавнего визита в Киев министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле одобрительно высказался о демократическом развитии Украины. Какие именно компоненты демократии успешно в ней прогрессируют?
— Министр Вестервелле говорил о периоде с 2004-го. За это время действительно улучшилась ситуация со свободой медиа, правами человека, усилилось гражданское общество, проведен ряд демократических выборов. Но за последний год были определенные шаги назад. Поэтому министр отметил: движение в Европу невозможно без соблюдения ее принципов.
Украина возвращается в 2004 год?
— Как историк скажу: нельзя вернуться в прошлое. Изменения, которые произошли с тех пор, опыт демократических выборов — из людей этого не искоренить. В то же время многое зависит от самих украинцев, в частности от молодежи. Они должны предотвратить отступление в демократическом развитии.
Власть говорит, что проблемы в экономике, в частности коррупцию, получила в наследство. Достаточно ли года, чтобы прекратить ссылаться на предшественников?
— Коррупция существовала и раньше. Но проблема в том, что за последний год не видно каких-то успехов в ее преодолении. Используя только вертикаль власти, побороть коррупцию невозможно. Об этом свидетельствует и опыт ваших соседей. Решающей является позиция президента и правительства: они должны показать, что не будут терпеть взяточничество ни на каком уровне. Борьбе с ним способствовало бы и ограничение бюрократии и роли государственных инструментов в экономической жизни.
В прошлом году значительно выросли объемы торговли с Германией. Бизнесу стало легче работать в Украине?
— Рост товарооборота в 2010-м не стоит переоценивать. В предыдущие кризисные годы он упал на 42 процента. Сейчас мы еще не вышли даже на показатели 2008-го.
Инвесторы сейчас неохотно вкладывают деньги в Украину по ряду причин. Ненадежным является правосудие. Некоторые действия власти, например, создание монополии в сфере экспорта зерна, свидетельствуют о ложном направлении развития. Такое впечатление, что идет к дальнейшей централизации и управляемой государством экономике. Общеизвестно, что очень коррумпированы государственные учреждения. Таможенники и налоговики напоминают своими действиями средневековых рыцарей-разбойников. В регионах местные князьки совершенно не выполняют указаний президента и премьера. Я часто убеждаюсь, что в Украине после смены власти не действует принцип "договоры должны выполняться". Хоть президент и премьер-министр пытаются помочь, но поток жалоб представителей немецкого бизнеса не уменьшается. Вот сейчас занимаюсь чрезвычайно скандальным случаем: в Черкасской области пытаются вытеснить из рынка немецкую компанию.
А какие-то позитивные тенденции есть?
— Правительству удалось направить в надлежащее русло финансовую ситуацию. Рационально и разумно ведется сотрудничество с Международным валютным фондом. Были предложены некоторые важные законопроекты. Впрочем, когда послушаешь представителей бизнеса, то понимаешь: в экономике позитивного развития немного.
Почему в Украине с ее плодородными землями исчезает гречка, мука, импортируют из Египта картофель?
— Большой аграрный потенциал Украины до сих пор не реализован. Сельское хозяйство не имеет возможности развиваться производительно. Иногда возникает впечатление, что этого даже боятся. Скажем, важно использовать лучший семенной материал. Но нынешние тенденции направлены на то, чтобы отгородиться от мира, создать вокруг себя границы.
Создание Зоны свободной торговли с Евросоюзом положительно повлияет на развитие сельского хозяйства?
— Это может сыграть определенную позитивную роль. Однако в сфере сельского хозяйства в Евросоюзе очень жесткие правила и нормы, доступ к его рынкам будет ограничен. Будущее соглашение о свободной торговле намного важнее для промышленного развития Украины. Это шанс понять, что нужно для модернизации промышленности и для конкурентоспособности.
В Украине опасаются, что в отношениях с ней Евросоюз может сконцентрироваться на коммерции и не особо переживать о демократии — как в отношениях с Китаем или Россией. Это возможно?
— Хотя ЕС часто рассматривают как экономическое содружество, самое главное для него — общие ценности. Конечно, Евросоюз торгует со многими странами, которые не придерживаются демократических принципов. Но тот, кто хочет ассоциироваться или интегрироваться в ЕС, должен это делать. Причем это касается и членов Союза. Например, на днях венгерский парламент был вынужден изменить новый закон о прессе.
Вы разделяете мнение, что 2011-й является определенным моментом истины для евроинтеграции Украины: либо она договорится о Зоне свободной торговли либо развернется к Таможенному союзу с Россией, Казахстаном и Беларусью?
— Нынешний год действительно очень важен. Надеюсь, Украина не пойдет неверным направлением, к чему ее пытаются подтолкнуть некоторые политические силы. В то же время нужно понимать, что интегрированные в ЕС страны поддерживают хорошие экономические отношения и с Россией. Речь не о том, чтобы как-то ограничить Украину в отношениях с другими, а о модернизации ее экономики. Поэтому интеграция в европейский внутренний рынок будет вызовом, но и шансом одновременно. Вхождение же в Таможенный союз не совместимо с соглашением о свободной торговле.
Не выглядит ли возможный выбор Украины слишком непрогнозируемым?
— В политике следует не заключать пари, а планировать наперед. Важно думать не только о текущем годе или следующем, а о стратегическом направлении развития страны.
Комментарии
6