— В социалистической Германии были масштабные преследования и притеснения. Современная молодежь хочет знать больше о прошлом и общаться с пострадавшими, — рассказывает 60-летняя Марианне Биртлер, федеральный уполномоченный Германии по вопросам документации государственной службы безопасности бывшей ГДР. — Наша выставка показывает ненавистнический аппарат подавления граждан, применения иезуитских методов против простых людей. Мы также стремимся начать разговор о настоящих ценностях для народа и от том, как их сохранить.
Почему исследуете историю спецслужбы?
— Что такое Штази, в ГДР знал каждый. За завтраком я всегда говорила детям: "Об этом никому не рассказывайте, потому что может быть опасно". Прежде чем рассказать какую-либо политическую шутку, немцы оглядывались, не следит ли кто за ними. Журналисты тогда остерегались писать, потому что боялись потерять работу.
Сегодня немцы живут в условиях свободы и демократии. Но нужно знать, как работала диктатура, чтобы не допустить этого опять. Для будущего важно знать прошлое.
Меня часто спрашивают, не впадаю ли в депрессию, исследуя историю Штази. Действительно, после этого становится грустно. Но и в таком прошлом нахожу примеры мужества. Были люди, которые не соглашались сотрудничать и оказывали сопротивление системе. Этот опыт борьбы похож на сопротивление людей в странах, где была диктатура.
Есть ли в архиве документы о сотрудничестве Штази и КГБ?
— Между тайными службами СССР и стран Центральной Европы существовали тесные связи. Ведь Штази создавали под руководством КГБ. Поэтому структурно эти организации похожи. Но говорить, что они общались на одном уровне, вряд ли можно. КГБ имело свои представительства во всех странах Восточной и Центральной Европы.
Что даст украинцам открытие архивов тайных служб?
— Это стоит сделать. Рассекретив архивы, вы получите опыт, подобный нашему. Общество по-новому увидит, как действовала власть, какие методы она применяла против простых невинных людей. Тем более, что жертвы тоталитарного режима могут получить соответствующую информацию, чтобы требовать реабилитации.
Стоит ли запрещать работать в госслужбах чиновникам, которые сотрудничали со спецслужбами?
— Молодые демократии в этом вопросе должны применять западный опыт. В Германии высших должностных лиц проверяют на причастность к сотрудничеству со Штази. Но такие проверки не являются обязательными. Мы хотим увеличить доверие к тем, кто занимает государственные должности. И не желаем, чтобы на тех, кто имел какое-то темное прошлое, можно было надавить.
Архив службы безопасности бывшей ГДР попал в руки граждан в 1989-м — после свержения Берлинской стены.
В первой части архива хранят досье на людей. Материалы второй части хранят на полках в шкафах длиной в целом 22 км.
Третья часть содержит аудио- и фотодокументы, другие неписьменные материалы.
Более 15 тыс. контейнеров с мешками изорванных документов составляют четвертую часть архива. Материалы постепенно реконструируют.
В филиалах архива работают 1800 человек. Из них 20 раньше трудились в Штази. Доступ пострадавших к своим досье бесплатный, для бывших работников и внештатных агентов — 76 евро.
1,5 млн восточных немцев прочитали свои архивные дела и узнали, кто и как шпионил за ними.
Комментарии