После событий на Майдане и на фоне военной агрессии со стороны России украинские избиратели могут пересмотреть свои электоральные предпочтения, отдав на выборах голоса националистически настроенным политическим силам.
По словам Дмитрия, одного из добровольцев в рядах Нацгвардии, который сейчас находится на блокпосту под Славянском, до начала боевых действий на востоке страны он даже не задумывался: националист он или нет.
- Кто сегодня защищает свою родную землю от иностранных захватчиков и отстаивает территориальную целостность Украины? Конечно, патриоты и националисты. Но правда заключается и в том, что сейчас мы воюем бок о бок с вэвээшниками, которые в январе-феврале выстраивались в центре Киева против сторонников Майдана. Пообщавшись, мы даже поняли, что стояли друг против друга в одно и то же времена на Грушевского. Сначала у нас, действительно, было враждебное отношение. Но сейчас для меня эти ребята такие же патриоты, как и я. Нескольких из них уже нет в живых, - рассказывает Дмитрий.
Национал-патриотические идеи до кровавых событий на Майдане в украинском обществе считали чем-то радикальным, неприсущим нашим соотечественникам. Вспомним, что ВО "Свобода" иностранные СМИ даже называли наиболее радикальной правой партией в Европе. При этом на последних выборах в украинский парламент за него проголосовали 10% избирателей.
- В Украине националистические настроения разделяют примерно 5 процентов населения. И эта цифра в течение последних лет остается неизменной. Но замечу, что на выборах в Верховную Раду в 2012-ом националисты обеспечили "Свободе" только половину успеха. Остальное партия получила от русскоязычных украинцев, которые в полной мере никак не могли разделять эту идеологию, - говорит политтехнолог, президент компании Bohush Communications Денис Богуш.
К таким русскоязычным националистам относит себя и киевлянка Татьяна Коломийченко. По ее словам, поддерживать националистическое движение она начала с 2008 года, когда Россия напала на Грузию.
- Я не хочу жить так, как живут в РФ и на оккупированных ею территориях - в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии. Там нет всего того, что характеризует сегодня цивилизованный мир: защиты прав и свобод человека, заботы об окружающей среде и т.д. Путин качает газ, и это для него главное. Чтобы у нас так не было, нас всех должна объединять национальная украинская идея.
О том, что в поддержку национализма сейчас выступают разные слои населения, говорит и политолог Виталий Кулик:
- После Майдана у нас в стране очевиден правый, а скорее даже этнонационалистической тренд. Хотя я бы не сказал, что большинство участников Майдана - это сторонники правонационалистической идеи. Там были и левые, и либералы и другие группы, - объясняет Кулик.
Кровавое наследство
Еще одним, как говорят, сопутствующим трендом электоральных предпочтений, является постепенное стремление украинцев голосовать не за лидера политической партии, а за идеологию.
- Во всеукраинском масштабе о подобных явлениях говорить еще рано. Хотя по сравнению с 2004 годом разница прослеживается: если тогда была только одна идея - поддержать лидера политсилы и провести его во власть, то в 2013-ом и 2014-ом поддержка была сосредоточена вокруг определенных идей, например, европейской интеграции, независимости страны и т.д. Но пока что утверждать, что они уже завтра станут доминирующими и полностью исчезнут лидерские проекты, несколько рано. Думаю, этот процесс растянется на годы, - делится наблюдениями политолог Петр Олещук.
Наглядным примером сопротивления идеологии вождизма также может быть и "ленинопад", прокатившийся по всей Украине. Памятники вождю тоталитарного строя сбросили в Киеве, Чернигове, Полтаве, Переяславе-Хмельницком, Житомире, Броварах, Днепропетровске. Напомним, что ответственность за свержение столичного памятника Ленину взяла на себя "Свобода".
В этом году националисты уже показали первые избирательные результаты - "Свобода" смогла основать собственную фракцию в Киевсовете. А в Европе упомянутые явления в политической среде уже стали трендом. Например, в Европарламент, выборы в который состоялись в мае этого года, прошел "Национальный фронт". Факт, что за эту правую силу проголосовал каждый четвертый избиратель во Франции, стал сенсацией. В Дании победила национал-консервативная Датская народная партия, набрав 26,8% голосов. В целом примерно 19% депутатов новоизбранного Европейского парламента составят представители партий правого толка.
- Я не знаю, за кого отдал бы свой голос, если бы сейчас состоялись перевыборы в Верховную Раду. Видимо, выбирал бы среди тех, кто не словом, а делом подтверждает свой патриотизм. Сейчас это нужно делать с оружием в руках, а не за столами переговоров, - говорит Дмитрий. По его мнению, в нынешней ситуации все жители Украины должны стать националистами, готовыми защищать государство.
Европейские ценности
Потрясающие результаты зафиксировали в Великобритании. Впервые в новейшей истории страны на выборах не смогли одержать победу ни консерваторы, ни лейбористы. 25% голосов получила Партия независимости Соединенного Королевства. Это приравнивается к политическому землетрясения.
Также в Финляндии третье место с результатом в 13% голосов избирателей заняла политическая сила "Истинные финны". А венгерская националистическая партия Jobbik оказалась второй - за нее проголосовали почти 15% электората. Каждый пятый житель Австрии отдал свой голос за правую Партию свободы.
Успеха добились и правые силы в Германии, хотя и во время предвыборной кампании существования партии "Альтернатива для Германии" тщательно не замечали. Теперь канцлер Ангела Меркель выразила сожаление в связи с общим успехом правых сил на примере Франции, Дании и Великобритании, а также опровергла возможность сотрудничества в Европарламенте с "Альтернативой для Германии".
Украинские политологи объясняют такую тенденцию следующим образом:
- Дело в том, что в европейских странах растет число недовольных миграционной политикой. Французам, например, совсем не нравится, что в выходные Париж превращается в центральное место для намаза, - говорит Денис Богуш.
Комментарии
1