По упрощенной модели налогообложения в этом году будет работать 1,089 млн предпринимателей. До принятия Налогового кодекса в 2010-м было около 1,12 млн.
— Для 45-миллионного народа, если даже отнять детей, это мало, — говорит экономист Украинского аналитического центра 48-летний Александр Охрименко. — В развитых странах малый бизнес является скелетом среднего класса. В цифрах это около половины работоспособного населения. У нас скелет 1 миллион — 5 процентов от 20 миллионов работоспособных.
Настолько малый показатель "упрощенцев" вызван не только структурой экономики, но и неурегулированностью и отсутствием адекватных условий для регистрации. У нас экономика теневая и неофициальная — невидимая для государственной статистики — сведены в единое целое. В 2009-м Мировой банк подсчитал объемы неофициальной экономики. В Норвегии — 2 процента, в Германии — 4, в Соединенных Штатах — 11. В Украине — 54 процента. Она не хаотична. Работает за пределами юридического поля, но по закону — так же есть договоры, поставки, оплата. Например, вы можете купить товар со всеми необходимыми документами, но только за наличные. Классический вариант: сделали 10 тракторов, по документам пустили на рынок один. Или другой — официально платим минимальную зарплату, а наличностью, неофициально, добавляем работнику значительно больше. Все это индикаторы тенизации экономики.
Когда развалился Советский Союз, все новые государства начали формировать теневую и неофициальную экономики. В Украине наибольшего уровня они достигли к принятию решения об упрощенной системе налогообложения — около 80 процентов. Указ о "упрощенцах" имел хорошие последствия, экономика начала выходить из тени. В 2005-м теневая экономика была уже меньше 50 процентов. Тогда даже думали, как довести этот уровень до турецкого или польского — 40 процентов. Но потом мы опять скатились назад, особенно после принятия Налогового кодекса.
Уровень неофициальной экономики можно корректировать через налоговое законодательство. Но у нас бизнес остался в неравных условиях. Например, только приближенные к власти предприятия могут получить возмещение налога на добавленную стоимость. Продавая товар по цене на 20 процентов ниже, они вытесняют "неизбранных" в тень. Другой важный фактор — большие расходы на обслуживание налоговой. Бизнесмен считает: закупка сырья, зарплата. Отдельно — обслуживание конвертации денег, налоги и плановая нагрузка налоговой. Это когда налоговики приходят и говорят: "У нас по плану с вас такая сумма. Заплатите авансовый платеж на налог". Тогда бизнесмен понимает, что налоговика интересует не то, сколько предприятие заплатило налога, а как выполнить свой план. То есть или ты платишь налог и авансовый админплатеж, или только админплатеж. Бизнесмену выгоднее выбрать последнее.
Комментарии