Облегчить процедуру усыновления украинских детей иностранцами предлагает президент Виктор Янукович. Он внес в парламент законопроект о ратификации Конвенции защиты детей и сотрудничества по вопросам международного усыновления. Среди критиков закона 42-летняя Наталия Ярош, президент общественной организации "Ассоциация — Моя Семья", которая объединяет дома семейного типа, приемные семьи и усыновителей.
— Я против того, чтобы иностранцев ставили в привилегированное положение по сравнению с украинцами в вопросе усыновления, — говорит Ярош. — В каждой городской и областной службе по делам детей по 100 человек стоят в очередях на усыновление. Детские дома семейного типа наполовину пусты. Выходит, для наших семей детей нет. А на заграницу — есть.
Проблема в иной плоскости. В интернатах воспитываются много детей. Но все они из малообеспеченных семей. Среди них очень мало "статусных". То есть таких, которые имеют статус сироты. Именно такие дети имеют право быть усыновленными.
Детям специально не дают статус сироты. Потому что на каждого ребенка, который воспитывается в интернате, государство выдает 15,5 тысячи гривен в месяц. Это деньги на еду, одежду, развлечения, работников интерната, содержание заведения. За счет этих денег "кормятся" все работники интернатов, директора, а также социальные службы, причастные к этому. В одном из интернатов на 50 детей — 38 работников. То есть сама система заинтересована в большем количестве детей вне семьи.
Для наполнения интернатов и содержания там детей используют специфику нашего законодательства. Если ребенка раз в полгода посещают родители — он уже не может получить статус сироты. Работники интернатов сами расписываются в журналах вместо тех горе-родителей, как будто те приходили на свидание. Они сознательно обрекают детей на интернат. Поэтому сироты — это бизнес, который может поспорить с торговлей наркотиками и оружием.
Другая опасность заключается в том, что желающие усыновить ребенка, наши или иностранцы, сталкиваются с кучей проблем. Первое, что говорят им в детдоме: вы не из нашей области, потому не имеете право взять ребенка. Почему ребенок не может пойти на усыновление из Полтавской области в Киевскую или наоборот? Второе, что заявляют: детей нет. Поэтому усыновить без взятки — невозможно. Очередей на детей нет только в Крыму, потому что там есть отдельное министерство, которое работает по-другому.
Что стоит сделать государству? На законодательном уровне ввести временную опеку над детьми. Чтобы ребенок попробовал жить с будущими усыновителями. Это очень важно. Например, прошлым летом столичный центр "Наши дети" отправил 10 сирот пожить в американских семьях. Впоследствии все дети отказались дальше жить с этими родителями. Говорили, что в семьях было не интересно, к ним плохо относились, все запрещали. Одна девочка рассказывала, что боялась спать, потому что родители за стеной что-то говорили, плакали, гудели. Потом оказалось, что они так молятся.
Имеет смысл способствовать усыновлению за границу детей-инвалидов. Там больше возможностей сделать ребенку дорогую операцию, ухаживать за ним. За рубежом такие дети могут получить шанс на жизнь, которого здесь у них не будет.
Комментарии
3