Выпускники черкасских высших учебных заведений не могут трудоустроиться. Из более чем 10 тыс. молодых людей, которые закончили учебу в этом году, работу нашли чуть больше 5 тыс.
23-летний Андрей Снигур закончил Черкасский национальный университет им. Богдана Хмельницкого в 2010 году. По специальности учитель истории.
— Поступил туда, где не было математики. Работать учителем не планировал, — говорит. — Мне просто была нужна гуманитарная вышка. Так сказала моя тетя, обещала устроить меня в администрацию. Но поменялась власть, и все. Тетя уже не смогла устроить. Чтобы не отрабатывать госзаказ где-то в селе, пошел в армию. Сейчас работаю курьером.
26-летний Игорь несколько лет назад закончил Черкасский государственный технологический университет по специальности "финансист". Полгода проработал в одном из банков и попал под сокращение. После этого работы по специальности найти не смог.
— Стоял в центре занятости. Сам искал вакансии по моей специальности. Ничего не было. Чтобы не сидеть на шее у родителей, устроился экспедитором продовольственных товаров. Развожу по области колбасы. Начинаю с двух ночи — и пока не опустеют ящики. Раз было, что пошел на работу утром в понедельник, а пришел через полтора суток. Только лег, опять звонят — срочный заказ. Хочу найти себе что-то связанное с финансами, потому что тупею на глазах. Но где его найдешь, если у нас столько этих финансистов.
В этом году в центр занятости за помощью в поиске работы обратились почти 1,1 тыс. выпускников высших учебных заведений. Еще 500 уже находились на учете. Из них трудоустроили 465 человек.
— Если нет вакансии по специальности, тогда предлагаем что-то похожее. Или человек выбирает ту профессию, которая понравилась, где может использовать свои знания, — говорит первый заместитель директора областного центра занятости 42-летняя Марина Сорокина.
Кое-кто из выпускников прошел переобучение или повысил квалификацию.
— Мы с работодателем заключаем договор, что наш безработный будет проходить стажировку на рабочем месте. Работодатель оценивает его как специалиста. Для безработного это хорошо, потому что получает практические знания. В то же время стоит на учете в центре занятости и пользуется социальными гарантиями вместе с помощью, — объясняет Сорокина.
В области в течение последних лет больше всего вакансий на рабочие специальности — слесарей-ремонтников, электрогазосварщиков, электромонтеров, токарей, трактористов. Также приглашали на работу инженеров, бухгалтеров, врачей, агрономов. Черкасские вузы выпускают педагогов, экономистов, программистов, банкиров, пожарников.
— Рынок труда мы не изучаем, потому что это не входит в наши полномочия. Высшие учебные заведения подчинены непосредственно министерствам. Каждый вуз должен искать потенциальных работодателей для того, чтобы можно было устроить выпускников на работу. Перед открытием специальности проводят мониторинг, в документах записывают, с кем говорили, как обеспечивают кадрами регион, — рассказывает начальник областного управления образования и науки 52-летний Иван Шарапа.
Экс-руководитель областного образования 57-летняя Елена Фещенко говорит, что сейчас никто не изучает, каких специалистов недостает.
— Было время, когда нуждались в психологах, юристах, банкирах. Их и выпускали. Приглашали на предприятия, организации. Уже такой потребности в них нет, но их и до сих пор учат. Образование работает на заказ государства, однако вузам оно не поступает.
Комментарии