— Еще студентом хотел купить себе такую машину, — рассказывает Дзюба. — У отцовского друга в гараже стоял как раз такой "москвич". Он хотел продать его за 500 рублей. Мы с отцом приехали посмотреть. Выкатили из гаража, а на нем слой пыли в несколько пальцев. Протерли, немного сполоснули, чтобы можно было сесть в салон. Завели ручкой, потому что аккумулятор "сел", и поехали. Понравилось, уже собирались ехать оформлять документы, но отцу позвонил другой друг и отговорил. Мол, скоро на такие машины не будут давать талоны техосмотра. Я, конечно, очень опечалился. А через год купил себе за 300 рублей "горбатого "запорожца". Он и до сих пор у меня есть.
Купить "москвич" Дзюбе удалось в 2004 году в Днепродзержинске. Заплатил за него $200.
— Автомобиль стоял в гараже с 1969 года. Хозяева уже сдали от него номерной знак, чтобы можно было не проходить техосмотр.
Восстановить машину удалось за шесть лет.
— После покупки "москвич" несколько лет простоял на стоянке. С него украли ручки, значки, шины потрескались. Не работал аккумулятор. Пришлось все менять. Пытался найти все оригинальные запчасти по сайтам, объявлениям. До сих пор не могу отыскать второй "дворник" — так и езжу с одним. Однако все возобновить не удалось. Там 6-вольтное электрооборудование, сейчас такого уже не делают. Пришлось установить 12-вольтное. Соответственно все лампочки и фары тоже купил уже 12-вольтные.
Сколько денег потратил на ремонт, Дзюба не считал:
— Даже приблизительно сказать не могу. Но довольно много. Запчасти дорогие. Все зависит от того, кто продает. Есть такие, что за копейки отдают. А кое-кто уже знает цену этим деталям. Недавно купил наклейку на воздушный фильтр через Интернет за 5 долларов — это обычная маленькая бумажка. Предлагали хромированные бамперы по 800 долларов один.
На "москвиче" ездит в основном в Мошнах (село возле Черкасс. — "ГПУ"), где у него дом. Возил семью на базар в Черкассы. Три недели тому назад приезжал на работу.
— Поставил на стоянке под горисполкомом. Охрана видела его в окно. Когда уже ехал домой, смеялись, что если бы я стал возле "москвича" и собирал по 5 гривен за фотографию, то мне не нужно было бы и на работу ходить. Столько людей возле него сфотографировалось. Сейчас по городу на нем не езжу, потому что нет внешних боковых зеркал. Когда автомобиль выпускали, они не были нужны. Поэтому в условиях современного города на нем вряд ли проедешь без происшествий.
Машину заместитель мэра заправляет 76-м бензином, хотя по инструкции нужен 66-й.
— Сейчас, если честно, даже 76-й тяжело найти, потому иногда заправляю и 80-м. Боюсь теперь, чтобы клапаны не сгорели.
В гараже Андрея Дзюбы четыре машины. Кроме раритетного "москвича", есть "горбатый "запорожец", специально оборудованная для езды по бездорожью "нива" и "Форд Фьюжн", на котором владелец ездит ежедневно. Умеет водить с восьмого класса.
Сталин приказал сделать автомобиль четырехдверным
401-й "москвич" — копия немецкого автомобиля "Опель Кадет К38" образца 1938 года. Единственное отличие между ними — "опель" двухдверный, "москвич" — 4-дверный.
— В советские времена басню о том, как возникла эта разница, знали все водители, — говорит Андрей Дзюба. — Иосиф Сталин давал тогда путевку в жизнь всему, что выпускала промышленность. Естественно, первый народный автомобиль, как называли тогда "москвич", не мог остаться без внимания генералиссимуса. Говорят, Сталин сел рядом с водителем и сказал директору завода Василию Тахтарову: "Садись и ты, дарагой". Но для того, чтобы директор смог сесть назад, он должен был бы попросить Сталина, чтобы тот встал и отодвинул ему сидение. Конечно, он не мог такого сделать. Потому стоял молча и смотрел. Вождь с трудом вылез из тесной машины, небрежно бросил директору: "Сделай, чтобы людям было удобно", — и поехал. Так в машине появились четверо дверец.
Комментарии
1