— Самыми первыми в 1990-х на Черкасчине начали появляться торговые точки, кафе и заправки. Дальше — аптеки и стоматология. Потом — финансовый бизнес: банки, кредитные союзы, страховые компании, — рассказывает Майя Лебедева, 46 лет, преподаватель факультета экономики и управления Черкасского государственного технологического университета.
— Из производственного бизнеса развился только мебельный. И то только потому, что Черкасский деревообрабатывающий комбинат искусственно довели до банкротства. А вот небольшие предприятия по изготовлению продуктов питания, например, выпечки или полуфабрикатов, вытеснили монополисты. Строительных фирм также не было, потому что на рынок сразу же пришли большие инвесторы из Киева.
Почему массово закрываются предприниматели?
— Частично из-за нового Налогового кодекса. В нем есть рациональное зерно — пополнение бюджета. Он также выгоден для наемного работника, ведь это официальная регистрация, стаж, поступления в Пенсионный фонд. 60 процентов рабочих на частных предприятиях официально не зарегистрированы. Производство показывает себя как неприбыльное, платит минимальные налоги, а накрутку делает 300 процентов. С другой стороны, инспекция по охране труда требует платить заработную плату дважды в месяц — аванс и зарплату, а это два отчисления в бюджет. Запрещено проводить натуральные расчеты, а только через банк или кассу, это осложняет много видов работ. Увеличились выплаты в Пенсионный и налоги. Еще проблема в том, что многие работают с импортом, а цена на растаможивание выросла. Но продавец не может поставить цену на китайскую обувь на уровне с итальянской, потому что тогда ее никто не купит. Еще один фактор — снизилась покупательная способность населения. Средняя зарплата по области — 1000–1300 гривен. Люди на всем экономят.
Что выгодно открывать?
— У нас на рынке много торговых точек, заведений общественного питания, финансовых учреждений, СТО и заправок. Они и закрываются. А не хватает малого бизнеса производственного направления, но он может быть только при государственной поддержке. Потому что сейчас для его развития нет условий — нужна сырьевая база и рынок потребления. Нам дешевле купить, чем произвести свое. Если свое сырье и есть, например, для мебели, то выходит кустарщина, а цена высокая. И людям не докажешь, что это из натурального дерева. Им лишь бы дешевле. Производство нуждается в больших капиталовложениях, а сама окупаемость наступит нескоро. Например, обувь. Нужно закупить линию, сырье, нанять работников. А отдача будет только тогда, когда оно продастся. И где гарантия, что обувь будет иметь спрос?
Может, малый бизнес отжил свое?
— Без малого и среднего бизнеса нет рыночной экономики. То же, что открыть школу без школьников. Это рабочие места, поступления в бюджет. Из малого бизнеса потом вырастает средний. Рыночная экономика не ориентирована на большие предприятия, как это было в СССР. Много людей — и у каждого свои потребности. Чтобы их удовлетворить, нужны разнообразные услуги.
Комментарии