Иран и Россия: случайные попутчики или стратегические партнеры
Кремль все больше сращивается с парнерами по так называемой оси зла - и становится все более зависимым от них на фоне международных санкций. О чем говорят соглашения, которые Путин подписал с президентом Ирана?
"Стратегическим" и "всеобъемлющим" видят свое партнерство Иран и Россия: об этом свидетельствует не только договор, подписанный на днях в Москве, но и активное углубление сотрудничества двух стран в течение длительного времени, особенно со времен начала полномасштабного вторжения россиян в Украину. Со "стратегией" Путина мир уже давно разобрался: она состоит в том, чтобы фактически полностью разрушить существующую архитектуру безопасности, устроив великую войну в центре Европы и бесконечно шантажировать весь мир своими ядерными угрозами или "суперсилой" "Орешника".
Но самостоятельно - становится все сложнее придерживаться этой террористической тактики и стратегии, поэтому и приходится демонстрировать свою силу еще и такими показательными договорами о сотрудничестве. Уже сегодня новоизбранный президент США Дональд Трамп после процедуры инаугурации возглавит страну, так что подписание накануне договора между основными противниками Запада, Россией и Ираном, имеет достаточно знаковое содержание, ведь известно, что сам Трамп имеет жесткое отношение к Ирану, надеемся, что нелояльным оно будет и в сторону Кремля.
Углубление сотрудничества между Россией и Ираном, в частности в оборонной отрасли, происходило длительное время, свидетельством чего стали частые визиты и встречи представителей обеих стран. Очевидным доказательством этого являются беспилотники, которые Иран предоставлял и, по-видимому, продолжает предоставлять Москве, известно также о том, что благодаря иранской помощи россияне создали собственные производственные мощности, чтобы производить модели иранских беспилотников непосредственно у себя. Как следствие, иранские беспилотники практически каждый день или каждую ночь атакуют украинцев и украинскую инфраструктуру.
...Иран передал России сотни баллистических ракет, которые, конечно же, отрицают и в Москве, и в Тегеране. В преддверии подписания договора... Иран осуществлял еще и тайные дипломатические миссии в Россию...
Осенью прошлого года стало известно и о том, что Иран передал России сотни баллистических ракет, конечно же, отрицающих и в Москве, и в Тегеране. В преддверии подписания договора, по сообщениям СМИ, Иран осуществлял еще и тайные дипломатические миссии в Россию, чтобы расширить военное сотрудничество между странами и получить помощь в реализации своей ядерной программы. Эти явные и тайные визиты в Москву свидетельствуют об углублении ирано-российских отношений и увеличении рычагов влияния друг на друга. Однозначно, отношения между Россией и Ираном претерпели существенные изменения в сторону военного сотрудничества после начала полномасштабного вторжения Москвы в Украину. Понятно, что российская агрессия, поиск "единомышленников" по этому делу и, как следствие, усиление изоляции и санкционного давления - лишь способствовали дальнейшему сближению Москвы и Тегерана.
В то же время, российские войска становятся все более зависимыми от помощи своих союзников, среди которых и Иран. Современные реалии, в которые Путин затянул свою страну, очевидно, заставляют российских вождей идти на кардинальные шаги, вроде дальнейшего сближения и сращивания, как это было с Северной Кореей вплоть до привлечения военных этой страны для усиления собственной армии.
Путин в своих пространных речах часто говорит о желании создать "многополярный мир", освободив его таким образом якобы от западного империализма и гегемонии США. Поэтому такими договорами, визитами, усилением сотрудничества сначала с Северной Кореей, а теперь с Ираном, Кремль хочет продемонстрировать, что ему вроде бы все удается, несмотря на усилия Запада изолировать Россию. Своеобразное сотрудничество на фоне дружбы из-за международной изоляции и санкций.
...падение режима Асада в Сирии, ставшее одной из величайших стратегических неудач кремлевских властей во времена Путина, откровенно демонстрирует неспособность Кремля быть надежным партнером...
Но так ли уж "стратегичен", а главное надежный партнер Россия - вопрос скорее риторический, потому что недавнее падение режима Асада в Сирии, ставшее одной из самых больших стратегических неудач кремлевской власти во времена Путина, откровенно демонстрирует неспособность Кремля быть надежным партнером даже в таких ненадежных вопросах, как поддержка диктаторских режимов.
Понятно, что такая углубленная военно-техническая "дружба" между Ираном и Россией создает прямые угрозы безопасности всей Европе и Ближнему Востоку, хотя и Москва, и Тегеран в унисон заявляют, что их все более тесные связи не направлены против других стран, поскольку они давно работали над новым соглашением, периодически обновляя его. В Тегеране уверяют, что в договоре речь не идет ни о военном союзе, ни о каких-либо конкретных целях, он не направлен против какой-либо третьей стороны, а главной задачей соглашения является, якобы, дать долгосрочную перспективу отношениям между странами.
Сам текст соглашения состоит из 47 статей, где подавляющее большинство уделяется развитию экономических, торговых, энергетических, технологических и научных отношений двух стран и военному сотрудничеству России и Ирана, среди которых обмен военными делегациями, подготовка военных кадров, совместные морские операции по спасению и борьбе с пиратством, обмен информацией и опытом между разведывательными ведомствами двух стран, проведение совместных военных учений на территориях обеих стран.
Некоторые эксперты даже предполагают, что нынешний год пройдет под знаком борьбы за Иран между Россией и США. В то же время очевидно в этой российской стратегии то, что Москва настойчиво пытается довести уровень сотрудничества с Ираном до северокорейского и помешать Тегерану выйти на путь договоренностей со США. Но, по мнению аналитиков, этого не произойдет.
...глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян ранее публично отмечал, что Тегеран не признает Крым, а также оккупированные части Донецкой и Луганской областей территориями России...
Показательным можем считать тот факт, что Иран отказался признать оккупированный Крым и другие спорные украинские территории. Такой позиции в Тегеране придерживаются давно и об этом неоднократно заявляли иранские чиновники. Так, глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян ранее публично отмечал, что Тегеран не признает Крым, а также оккупированные части Донецкой и Луганской областей территориями России, потому что отстаивает позиции соблюдения международного права и территориальной целостности всех стран.
Министр иностранных дел также отмечал, что Иран осуждает военные конфликты в Сирии, Палестине, Афганистане, Ираке и также выступает против "войны и перемещения людей" в Украине. Кроме того, на пресс-конференции в Москве после подписания договора Масуд Пезешкиан также прямо заявил, что не поддерживает военный путь разрешения конфликтов, в частности в Украине. В то же время, можем говорить, что пункт о территориальной целостности - одно из ключевых положений подписанного российско-иранского договора, он очень важен для Ирана ввиду споров с ОАЭ по островам в Персидском заливе - их Иран контролирует с 1971 года. Напомним, что Россия, чтобы не ссориться с Эмиратами, поддержала в этом противостоянии именно ОАЭ.
Показательно в этой ситуации то, что Тегеран пытается сохранять баланс, не превращаясь в откровенного сателлита РФ. Даже во времена предыдущего президента Ирана, значительно менее настроенного к Западу и Украине, иранцы четко декларировали, что они признают территориальную целостность Украины и не признают российских оккупационных посягательств в нашу сторону. К тому же, большинство технократической части иранского истеблишмента не принадлежит к пророссийской когорте, наоборот - Россия снискала плохую славу среди граждан Ирана. Здесь речь идет и о тех, кто поддерживает режим, и о тех, кто не поддерживает, а таких сейчас большинство.
Комментарии