Ноябрь: пора охотиться на театральные премьеры
Куда пойти, что посмотреть, когда день становится все короче, а сумерки западают уже после обеда. Шекспир и Оксана Забужко, Стефаник и молодая украинская драматургия, хоррор и кукольные представления... Айда за билетами?
К написанию именно этой колонки меня подтолкнул недавний разговор со студентами киевских вузов. Встретились после спектакля, и за обсуждением пришли и к самому популярному вопросу к "Театральному рыболову" - что посмотреть? Конечно, в персональном разговоре рекомендации более точечные. Но для составления панорамной точки зрения нужна хоть информация для размышлений. Так что…
Конечно, если вы первый день ноября проводите в Николаеве, и за пару-тройку месяцев позаботились о билетах, то ОДИНДЯТАЯ премьера по Шекспиру 2024 года - вам к пятничному вечеру. Свой третий подход ко "Сну в летнюю ночь" сделал режиссер Евгений Резниченко на сцене Николаевского национального академического театра драмы и музыкальной комедии. Однако и не выезжая из Киева можно устроить встречу с Уильямом Джоновичем. Битва за зрителя развернулась с помощью "Отелло", поставленного на сценах киевских театров им. Леси Украинки (Давид Петросян) и Театра на Левом берегу (Оксана Дмитриева). А "Сон в летнюю ночь", к тем версиям, которые уже идут в Мастерской Михаила Урицкого и в Театре на Подоле - январем 2025-го анонсируют версию от Ивана Уривского в Киевском театре Франко. Театральный запрос на Шекспира - более чем очевидный, и ждет своего исследования: прямое ли это следствие начавшегося в этом году Шекспировского фестиваля в Ивано-Франковске?
Однако поход киевлян на спектакли киевских театров - вопрос персонального планирования. Иная ситуация с гастрольными поездками. И театральному ноябрю есть что предложить.
Так, уже 2 ноября - "Калиновая свирель" от Харьковского театра кукол. Судя по предложению, гремучая смесь из повести "Сказка о калиновой свирели" Оксаны Забужко, мистической атмосферы от режиссера Оксаны Дмитриевой, и визуальными образами и гипнотическими песнями на лирику харьковской поэтессы и художницы Дины Чмуж.
Имя Оксаны Стефановны и без того не исчезало из общественных радаров, а после текста "Магия голоса", созданного ко Всеукраинскому радиодиктанту национального единства, выводит поисковые запросы на топовые позиции. А здесь можно увидеть сценическую версию повести. И Оксана Дмитриева в своем главном амплуа - режиссер театра кукол, благодаря чему и получила профессиональное и зрительское признание. Жанр спектакля определен как украинский хорор - будь то перекличка с Хэллоуином по календарю или ужасами, во время которых этот спектакль создавался в Харькове военного времени.
В Национальной филармонии Украины будут играть "Мою дорогую маму…" - спектакль по письмам Андрея Шептицкого к его матери
Львовский "Театр в корзине" в Киеве 4 ноября. В Национальной филармонии Украины будут играть "Мою дорогую маму…" - спектакль по письмам Андрея Шептицкого к его матери. Мой персональный опыт знакомства с представлениями этой творческой мастерской - впечатляющий. Моноспектакли постановки Ирины Волицкой настолько тонко скроены, что оторваться от сценического действия актрисы Лидии Данильчук становится просто невозможно. Такой опыт имел со спектаклем "Разговор" по Лесе Украинке, "Белые мотыли, плетеные цепи…" по Василию Стефанику. И готов продолжать это открытие художественной копилки новыми работами коллектива.
К слову, премьера по новеллам Василия Стефаника ждет и на сцене Киевского театра Леси Украинки - полуторачасовая драма в постановке Евгения Храмцова заявлена трижды в ноябре и дважды в декабре. Но вернемся в театры, которые везут свое творчество в Киев из других городов.
Харьковский театр имени Тараса Шевченко "Березиль" подготовил спектакль "Шевченко 2.0". И даже умудрились сдачу сделать в несокрушимом городе. Но сыграть премьеру большой сцены сегодня в Харькове почти невозможно. Поэтому "противостояние злу искусством" состоится 11 ноября на сцене Киевского театра Франко. В основе - пьеса Дмитрия Тернового, режиссура - Александра Ковшуна. Личные дневники Тараса Григорьевича словно соединяют историю и современность, а стихи Кобзаря будут звучать в исполнении EL Kravchuk'а, исполняющего еще и одну из ролей в спектакле.
В целом театры Украины стоят на страже сочетания того небольшого свободного времени, которое может выделить зритель на поход в театр, с возможностью расширить его горизонты. И даже на примере анонсированных премьер ноября видно, что сделать это можно в любом жанре.
В подготовительных процессах актеры спектакля и лодку собирать научились, и в холодной воде для съемки афиши купались...
Работу по несению украинской литературной моды ведет Киевский театр "Молния" - свою версию Лесиной "На поле крови" режиссер Маргарита Стельмах-Юр покажет уже 12 ноября. В подготовительных процессах актеры спектакля и лодку собирать научились, и в холодной воде для съемки афиши купались, и за разрешением на постановку Байкового некрополя наведались - на могилу автора.
Запрос на киевские быль в Киевский театр "Зеркало", подтолкнул создателей к сиквелу визитного спектакля театра. Поэтому уже с 5 ноября и дальше - "Чтобы я так жил, или В Киеве на Подоле 2" от Владимира Петранюка.
С современной драматургией работают в том числе и Денис Федешов - уникальный опыт постановки спектакля "Мой друг, черный эльф" по пьесе Андрея Бондаренко со службы в Вооруженных силах - только на финальный этап режиссер присоединится к актерам Львовского театра Леси Украинки без помощи электронных средств связи (премьеру сыграют 22 ноября); "Молочайник" Евгения Резиченко открыл сценическую дорогу пьесе Оксаны Гриценко в Одесском ТЮЗе в феврале этого года, а уже 14 ноября будет сыграна его новая постановка с актерами Херсонского театра Николая Кулиша - и это станет шестой постановкой этой пьесы.
В жанре современного балета уже 30 ноября запланирована встреча с "Алисой в Зазеркалье" от Екатерины Курман - новая работа "Киев Модерн-балета"; серия перформансов Кристины Шишкаревой ("Monada dance project") анонсирует на 7 ноября первопоказ работы "Реконструкция" (но и по предыдущим - "2-1=4.5.0." и "Игра. Память будущего" - стоит охотиться. Совершенно невероятный ракурс) взгляда на реальность, и завораживающая работа с фактурой материалов - шрапнель и множество пуговиц).
А Франковский драмтеатр вообще анонсирует цифровой перформанс "Так называемая человечность в безумии" от режиссера Кшиштофа Гарбачевского, в котором искусственный интеллект допишет незавершенную пьесу Станислава Игнация Виткевича.
В очередном разговоре о рекомендациях к просмотру, спрашиваю, видели ли тот театр или другой - в ответ получаю: "Нет, не видели, мы же все Франко берем штурмом" - имея в виду охоту за билетами столичного театра. А театральный мир гораздо шире и многограннее. И ноябрь нам это доказывает.
Комментарии