Лавра: ценнейшее обручальное кольцо, подарок гетмана Мазепы Украине
Иван Мазепа мечтал, чтобы Украина была богатой и цветущей. И не жалел денег и усилий на воплощение этой мечты - в частности, и на строительство Киево-Печерской лавры
Всю Верхнюю Лавру крепким кругом окружает стена Ивана Мазепы, соединяя самые выдающиеся лаврские храмы и памятники под святительский омофор киевского митрополита и единую булаву гетмана Войска Запорожского.
Самые сокровенные и тайные движения великого сердца Ивана Мазепы, которые знает только Бог, воплотились в этом замечательном архитектурном ансамбле, который стал украшением всей Украины и вдохновением ее духа. Но по Лавре - можно изучать и историю, путешествуя вдоль стены Мазепы и вспоминая, как строилась каждая церковь, начиная от Троицкой надвратной, которая была парадным входом. А левее, севернее Великой церкви, расположены не менее известные Экономические ворота: ведь здесь были келья эконома и хозяйственная часть Киево-Печерской Лавры, и именно с этой стороны в монастырь заезжали подводы и с провизией, и со строительными материалами.
В 1695-1706 гетман Иван Мазепа, строя широкую стену, устроил на северном промежутке эти дополнительные ворота и храм Всех святых над ними. Один Бог знает, сколько этих святых, известных и неведомых - но все они видят нас, наши труды, слышат наши молитвы, заступаясь перед Богом о нас. И именно в этом храме - Всех святых над Экономическими воротами - каждый монах или паломник мог помолиться и поблагодарить всех своих покровителей.
...во Всесвятской проезжали телеги, нагруженные или провизией, или строительными материалами, однако в храме было неизменно тихо, потому что в пол церкви вмуровали множество кувшинов-голосников, которые и скрывали грохот телег и ржание лошадей
Несмотря на хозяйственное предназначение, этот вход в обитель поражает своей монументальностью и ни в чем не уступает главному входу - Святым вратам с Троицкой церковью. В отличие от Троицкой церкви, во Всехсвятской проезжали телеги, нагруженные провизией или строительными материалами, однако в храме было неизменно тихо, потому что в пол церкви вмуровали множество кувшинов-голосников, которые и скрывали грохот телег и ржание лошадей.
Перед каждым из входящих в Лавру открывалась стройная перспектива Экономической улицы, на которой располагались братские кельи, келья отца эконома, начальника типографии и канцелярия Духовного Собора Лавры. А вдали виднелись живописные фрески северной стены Великой церкви и позолоченные купола над приделами святого Преображения Господня и святого первомученика и архидиакона Стефана.
Улица хорошо вымощена, вместе с переулком Клирошан и двориками вокруг экономии, просфорной, типографии и Больничного монастыря, она образует отдельный городок с постоянной двухэтажной застройкой и уютными аллеями. Соединяя два больших позолоченных храма - Всехсвятский и Великую церковь - степенная Экономическая улица не петляет, как другие, крутыми печерскими холмами, а учтиво останавливает паломника перед Успенским собором, оставляя его наедине перед главной святыней Лавры. Пусть помолится, а потом идет, куда себе захочет.
...над этими воротами - на фасаде Всехсвятской церкви - был размещен родовой герб Ивана Мазепы, главного основателя Лавры, который был восстановлен только в 1996 году
Среди других лаврских храмов Всехсвятская церковь - одна из сравнительно молодых, здесь нет святых мощей или чудотворных икон. Даже до 1917 года здесь не служили регулярно, только на большие праздники и в неделю Всех святых после Троицы. Церковь поражает своей изысканностью и богатством украшения, но, в отличие от Успенского собора и Троицкой надвратной церкви, где преобладают растительные мотивы, в декоративном убранстве церкви Всех Святых используются геометрические элементы. Наверное, на это повлияло практическое применение Экономических ворот, над которыми она стоит. Именно над этими воротами - на фасаде Всехсвятской церкви - был размещен родовой герб Ивана Мазепы, главного основателя Лавры, который восстановили только в 1996 году, когда отношение к личности гетмана и его места в политической, культурной и церковной жизни Украины начало избавляться от идеологической предвзятости.
Пройдемся дальше от Экономических ворот вдоль мазепинской стены: перед нами - Онуфриевская церковь-башня, построенная в 1701 году также на средства гетмана Ивана Мазепы, который сам некоторое время жил в ней. Так говорила старая печерская братия, и вероятно, что именно поэтому церковь вскоре после Полтавской битвы была закрыта. Если гетман не угодил царю, то чем же провинился преподобный Онуфрий Великий, которого чествовали по всей Украине того времени?
С 1718 этот храм больше не используется по первоначальному назначению, все последующие годы и века церковь-башня служила исключительно для хозяйственных нужд. Сегодня даже не все из братии знают, что в Лавре был когда-то храм в честь великого отшельника и аскета преподобного Онуфрия Великого. Да и сама церковь сегодня не имеет типичного для храма вида, хотя она хорошо видна с восточной и южной стороны, особенно с Дальних пещер: высоко над Днепром трепещет флажок на флагштоке романтической башни, замыкающей ось от Троицкой надвратной церкви в направлении Днепра.
Архитектура постройки напоминает соседнюю церковь Всех святых, она имеет форму равноконечного креста, как и преимущественно все украинские деревянные церкви. С Онуфриевской башни сторожили подступы к восточной части крепостных стен и на случай осады с нее можно было вести фланкирующий огонь. Однако военных баталий вокруг Лавры, слава Богу, не было, и о необходимости восстановления церкви преподобного Онуфрия уже говорится в сообщении лаврского архимандрита Иоанникия (Сенютовича) киевскому губернатору князю Петру Голицыну.
В пояснении к плану Киево-Печерской Лавры издания 1826 года митрополита Евгения (Болховитинова) также обозначена "палата, бывшая церковь, где хранятся теперь разные столовые припасы". К сожалению, церковь не восстановили, с конца XVIII века до 1920-х годов она использовалась для хранения запасов соленой и вяленой рыбы, круп, бобовых, сухофруктов, растительных масел и других продуктов питания, отсюда и второе название башни - Палатная. В 1906 году церковь-башню была капитально отремонтирована, в 1907 году установлены металлические решетки в окна, но уже в 1918 году она испытала значительные разрушения при обстреле Киева большевистскими войсками Муравьева, позже добавились значительные повреждения в 1942-1943 годах.
Во второй половине 1940 церковь использовалась как овощная база, в 1952-53 ее еще раз отремонтировали и приспособили под лабораторию спецсплавов Института металловедения. Такое приспособление негативно влияло на состояние церкви, но только в 1986 году была начата новая реставрация сооружения в формах начала XVIII века. Она еще не закончена, хотя Национальный Киево-Печерский историко-архитектурный заповедник анонсировал, что здесь будут размещены экспозиции будущего музея Ивана Мазепы, с частью которых уже теперь можно ознакомиться в выставочном зале Успенского собора.
...Иван Мазепа вложил фактически годовой бюджет Гетманщины (один миллион золотых) в строительство стен вокруг монастыря, это самый дорогой архитектурный проект гетмана
Собственно, весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры составляет целостный музей бесценных экспонатов незабываемого времени казацкого барокко, которое еще именуют мазепинским, потому что именно гетман щедрее всего жертвовал на строительство новых храмов и реставрацию старых по всему Киеву, по всей Украине. Возьмем только Киево-Печерскую Лавру: Иван Мазепа вложил фактически годовой бюджет Гетманщины (один миллион золотых) в строительство стен вокруг монастыря, это самый дорогой архитектурный проект гетмана.
Посмотрим на колокольню, которая долгое время была самым высоким сооружением Киева, она достигает 96 метров. Построена она также за счет гетмана Мазепы, который в 1707 году выделил на это дело 73 тысячи золотых. Через два года он умер, колокольню строили долго, окончив аж в 1744-м, но удалась она на славу. Несмотря на то, что за самого гетмана уже не разрешалось молиться в храмах, многие печерские монахи, помнившие его щедрые взносы, вспоминали в келейной молитве "приснопоминаемого инока Иона". В Лавре береглось предание, что перед смертью Мазепа принял иноческий постриг с таким именем.
Кроме Всехсвятской и Онуфриевской церквей, Иван Мазепа построил Николаевский храм Больничного (в Лавре говорили "Больницкого" монастыря), который находится возле Троицкого надвратного, реставрировал и сам Троицкий, на средства гетмана построена лаврская типография. Над Ближними пещерами церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня построена на средства полковника Павла Герцика, церковь Рождества Богородицы над Дальними - на средства полковника Константина Мокиевского, родственника Мазепы, оба были членами гетманской администрации.
...это далеко не все пожертвования Мазепы на Великую церковь, которую он хотел видеть лучшей, самой дорогой, самой близкой к небу. Такой она возникает теперь, хотя и после гетманской реставрации пережила очередную волну руины
Стараниями гетмана и козацкой старшины Лавра приобретала вид крупного духовного центра Украины и второго Иерусалима всей Руси, как называли Печерский монастырь Мазепы. Однако долгое время оставалась пустой Большая церковь - Успенский собор, главный храм Лавры, который был поврежден и разграблен крымскими тарами в 1482 во время набега хана Менгли-Гирея на Киев. Гетман лично выделил 20500 золотых на позолоту куполов собора, 2000 золотых на большой серебряный подсвечник к нему, 2400 золотых на золотую чашу и оправу к Евангелию, позолотил раку и резное покрытие над мощами преподобного Феодосия. Пожалуй, это далеко не все пожертвования Мазепы на Великую церковь, которую он хотел видеть лучшей, самой дорогой, самой близкой к небу. Такой она возрождается теперь, хоть и после гетманской реставрации пережила очередную волну руины.
Комментарии