Культура - дело государства или волонтеров?
Культурного фронта не существует, фронт есть только на войне. Но почему тогда культуре так сложно пробиться к государству за поддержкой
Нормализация жизни, умноженная на чувство и ощущение меры. Так известный журналист и писатель Юрий Макаров недавно в очередной раз попытался объяснить увеличение предложений культурного продукта внутри воюющей Украины. И определил единый критерий уместности создавать и распространять культурный продукт в военные времена: будет ли твоя скрипка или твой рисунок, твой перформанс или твоя книга содействовать сплочению? И далее его вывод: "Так чувство меры, оно же вкус, становится фактором победы".
Это упорно конфликтует с ежедневными реалиями войны, таким как как русские бомбежки и ракетные удары, разрушение, в том числе, заведений культуры и создание продуктов культуры (из недавнего - разрушенные мастерская художественной академии Бойчука и студия "Pronto Film" в Киеве или музей Романа Шухевича на Львовщине ). И, что важнее, с ежедневными человеческими жертвами. Ладно, пусть не так конфликтует, скорее полемизирует.
...самоопределение "культурный фронт" раздражает настоящих фронтовиков и прямо причастных ко фронту военных. Артистов и других художников - мужчин и посетителей их мероприятий - все чаще спрашивают, почему они не в ВСУ, ставя в пример с десяток публичных лиц
Ибо самоопределение "культурный фронт" раздражает настоящих фронтовиков и прямо причастных к фронту военных. Артистов и других художников - мужчин и посетителей их мероприятий - все чаще спрашивают, почему они не в ВСУ, ставя в пример с десяток публичных лиц. В общем-то раздражаются: ну кому это все во время великой войны надо. Итак, предложения в области культуры не являются видимым фактором победы, как его определил интеллектуал, который по возрасту уже не рискует получить повестку.
У Макарова есть немало единомышленников. Однако все они обсуждают резкое увеличение предложений, ничего не говоря о соответствующем спросе. А если и говорят, то вспоминают преимущественно большие областные центры. Между тем, малые города и сельские общины как сетовали, так и жалуются на собственную исключенность из положительных процессов всестороннего культурного развития. Более того: приближенные к границе с агрессивной Россией регионы чем дальше, тем чаще упрекают высокомерных культурных деятелей в непрямой причастности к российскому вторжению, которое началось десять лет назад с аннексии Крыма и оккупации Донбасса. Вот красноречивые примеры.
Литературная команда PEN Ukraine в очередной раз путешествовала по Черниговщине. И в приграничном Новгород-Северском участники услышали от жителей: "А знаете, когда к нам последний раз приезжали писатели? В 1989 году. Эта пустота десятилетиями заполнялась русским телевидением, гастролерами и русской литературой". Кстати, на моей памяти литературный десант в упомянутом городе был в конце 1990-х, еще при участии молодого Сергея Жадана. Но не в том суть. Важнее, что в заполнении украинского пространства русским упрекают потребители российского продукта творцов украинского. Который существовал, и по состоянию на 1990-е даже попытался закрепиться на своем плацдарме.
Почему-то принято считать: прежде всего писательские выступления могли реально изменить культурное и информационное поле Крыма в нашу пользу от 1991 до 2013 года включительно
Или вот - книга Анастасии Левковой "За Перекопом есть земля", которая уже год входит в топ продаж по Украине. Ее активно обсуждают крымчане, и не только представители коренного населения, крымские татары, вынужденно выехавшие после аннексии. Однако упреки типа: "Где вы были с такими книгами раньше и почему не ездили в Крым, отдали его в жертву россиянам" звучат не от них - от украинцев, которых тоже вытеснили с полуострова. Почему-то принято считать: прежде писательские выступления могли реально изменить культурное и информационное поле Крыма в нашу пользу от 1991 до 2013 годов включительно.
...влияние подобных культурно-художественных десантов очевидно преувеличено. Скорее всего, речь идет не о неудовлетворительном предложении, а об отложенном спросе
Не раз и не два за десять лет читал и слышал упреки жителей Донетчины и Луганщины, также изгнанных войной: "Вы все о нас забыли, а из России к нам регулярно ездили!" Хотя ни одна профессиональная социологическая служба, ни одно исследовательское учреждение не вывело коэффициента полезного действия от того, что раз в полгода в какой-нибудь город на Донбассе приедет несколько украинских поэтов. Чтобы почитать свои стихи аудитории где-то в полсотни неравнодушных. Поэтому влияние подобных культурно-художественных десантов очевидно преувеличено. Скорее всего, речь идет не о неудовлетворительном предложении, а об отложенном спросе. Отложенном так долго и надолго, что в конце концов пришлось удовлетворять его где-нибудь, только не по месту рождения и постоянного проживания.
Стоит отметить: все подобные инициативы "культурных десантов" от провозглашения Независимости до сих пор были и исключительно частными. Небезразличные находили и находят фонды и гранты. Или организуются сами, напоминая разве что бензин. Все это делалось и делается в четких координатах волонтерства, хотя в начале такого слова даже не упоминалось. Но вместе с тем каждое такое действо, независимо от количества привлеченных, их статуса в среде и количества собранной благодарной аудитории было, есть и остается государственным, даже государственным делом.
Никакого пафоса. Вывод вытекает из не раз озвученных потребностей, не раз заявленной цели: хочется самим формировать повестку дня в области культуры, где место найдется каждому и тем самым формировать вокруг собственной культуры собственную идентичность. Которая, в свою очередь, является основой эффективного функционирования и развития любого государства. Взгляните хотя бы на агрессора - там вскоре после оккупации жгут Шевченко и коробками завозят новенького, еще с запахом типографской краски Пушкина.
Как бы контраверсионно это не звучало, но государство Россия для своих деятелей культуры - партнер. Причем на значимых и незначительных никого не разделяет. Всякий, кто вовлечен в процесс культурной экспансии, уже государственный человек. Есть лучший пример - Франция, которая имеет послов французской культуры, прежде всего, внутри собственной страны. И популяризацию ее поддерживают власти в центре и на местах. Вплоть до тщательной организации логистики для проведения даже локального события.
...опыт показывает: государственная поддержка скорее маргинализирует процесс, чем делает заметным. Но в таком случае и победа начинает выглядеть не столько делом государства и его представителей, сколько делом самих людей, активных и неравнодушных граждан
Украинская ситуация парадоксальна. С одной стороны, организаторы уже давно не вывозят на себе все, особенно во время войны. Так что государственная поддержка очень желательна. С другой стороны, опыт показывает: государственная поддержка скорее маргинализирует процесс, чем делает заметным. Но в таком случае и победа начинает выглядеть не столько делом государства и его представителей, сколько делом самих людей, активных и неравнодушных граждан. Которым остается самим, самостоятельно, задействовав все имеющиеся ресурсы, делать всем, кто наконец-то пользуется спросом на собственный культурный продукт, разнообразные и доступные предложения. Сегодня упреки типа "вы о нас забыли, потому что мы о вас не слышали, поэтому вы виноваты в том, что мы такие" уже чем дальше, тем меньше работают. Хотя до сих пор звучат на разных площадках.
Комментарии