Всегда добиваться цели. Пять правил эффективной коммуникации
Относитесь к коммуникации как к игре, где нужно найти наиболее эффективный способ достижения результат
Коммуникация, общение, ведение разговора – синонимы? И да, и нет!
Хотя все вышеперечисленное касается взаимодействия между людьми, отличие в том, что коммуникация – это целенаправленное общение, то есть не только "а поговорить", но и что-то получить в результате этого разговора.
Например, если вы проводите время в баре с друзьями и мило беседуете, то это обычное общение. Но если во время этой беседы вы хотите договориться о том, чтобы оставить своего кота с ними, скажем, на время вашего отпуска, то это уже будет коммуникация. Обидно, когда друзья не хотят кота брать и приходится их долго уговаривать, обещая золотые горы! Но может быть и противоположная ситуация – ваши друзья только и мечтали о том, чтобы провести время с вашим котом-красавчиком, поэтому безгранично рады вашему предложению. И такое бывает.
Так вот, соотношение затраченных усилий и полученного результата определяет эффективность коммуникации. А теперь вопрос к вам: насколько эффективно умеете коммуницировать вы?
Наверное, каким бы ни было наше мастерство в этом вопросе, всегда найдется что усовершенствовать.
Итак, пять правил эффективной коммуникации.
1. Четкое понимание того, чего конкретно вы хотите.
Какого идеального конечного результата вы ожидаете? В какие сроки вы намерены уложиться? Заранее пропишите желаемый идеальный результат. Это – ориентир, который поможет найти правильную аргументацию во время коммуникации и "не сбиться" под возможным натиском оппонента.
Четкое и конкретное видение, чего вы хотите и когда, поможет минимизировать затраченные вами ресурсы
Четкое и конкретное видение, чего вы хотите и когда, поможет минимизировать затраченные вами ресурсы и достичь намеченных целей.
2. Определите минимум, на который вы готовы согласиться.
То есть заранее определите для себя тот уровень, ниже которого вы не позволите себе опуститься, – проще говоря, тот минимум, ради которого вообще стоило в эту коммуникацию вступать.
Всю коммуникацию проводите в "коридоре", где верхней границей являются идеальные ожидания конечного результата, а нижней – минимум, на который вы согласны согласиться.
3. Помните, что у вас два уха и один рот.
Слушайте вашего собеседника. Слушайте больше, чем говорите сами, ведь типичная коммуникативная ошибка – "задолбать" своей аргументацией и позицией. Как говорила моя бабушка: "Ты им слово, а они тебе десять".
Старайтесь услышать собеседника и предложить наилучший вариант достижения результата
В таком случае вы не слышите ни вопросов, ни сомнений, ни возражений – вы просто выпадаете из коммуникации. Слушайте и задавайте вопросы, старайтесь услышать собеседника и предложить наилучший вариант достижения результата.
4. Начинайте коммуникацию спокойно.
Как не довести коммуникацию до конфликта? Например, вы смотрите фильм в кинотеатре, а ваш сосед громко говорит по телефону, что сильно вас раздражает. Первое желание под действием гнева – поставить наглеца на место! Ну и как бонус получить конфликт, потому что сосед в хорошем настроении отдыхает, он спокойный, у него все прекрасно, а тут вы со своими претензиями. Разумеется, что вы в таком случае проиграете.
Поэтому следуйте четырехшаговому алгоритму:
– постоянно помните о цели коммуникации (вы хотите спокойно посмотреть фильм, а не ссориться);
– эмоциональная нейтральность и позитивный месседж в самом начале взаимодействия ("Добрый вечер, уважаемый!");
– говорите только о себе ("Мы с семьей пришли посмотреть фильм" вместо "Как неприлично вы себя ведете и мешаете другим!");
– выразите свое недовольство в формате просьбы ("Мы смотрим фильм, если можно, не говорите сейчас по телефону, пожалуйста") – таким образом вы не даете повода для негативного ответа или обратной агрессии в вашу сторону.
5. Проявляйте уважение.
Даже, если вы на все 100% правы, а ваш оппонент – крайне неприятный человек, проявляйте уважение к нему. А это в свою очередь означает:
– не перебивать, когда он говорит;
– уточнять, правильно ли вы его поняли;
– внимательно слушать;
– поддерживать зрительный контакт, обращаясь в ответ, избегать пренебрежительности и снисходительности.
Относитесь к коммуникации как к игре, как к увлекательному челленджу, где нужно найти наиболее эффективный и одновременно экологичный способ достижения своих целей.
Комментарии