Загулите это! Украинский театр наращивает википедийные "мышцы"
Работы еще много, однако тенденция положительная
Мы живем в то время, когда любая информация проверяется и уточняется молниеносно быстро. Носители всемирных знаний – у каждого в кармане и подключены к интернету. Поисковые системы выдают ответы в течение секунд.
Наличие статьи о результатах поиска на страницах свободной энциклопедии "Википедия" автоматически подтягивает ее как результат поиска в первую очередь.
Почему так и как этим пользуются театры?
Все очень просто. Условно говоря, если раньше к первым результатам поиска попадали страницы с максимальным упоминанием запроса (smm-щики тогда ключевые слова писали десятками на каждой странице сайтов), то в приоритете рейтинг надежности источников. И поисковой системой Google "Википедия" таковой признается. Конечно, понимание того, что ресурс далеко не всегда можно считать защищенным от манипуляций.
Однако, если не вдаваться в вопрос надежности, авторитетности и так далее, можно взглянуть на "Википедию" как на источник базовой информации. По меньшей мере, именно так поступает в своих исследованиях интернет-ресурс "Театральная рыбалка", занимающийся детальным мониторингом театрального сегмента седьмой год подряд.
Только представьте: относительно недавно "Википедии" вообще не существовало, а сегодня это едва ли не самая большая площадка обо всем на свете на всех языках мира
Забегая вперед, констатирую, что сегмент театра, несомненно, растет в темпах, условно сопоставимых с ростом украинского сегмента "Википедии", который 30 января отмечает свой 19 год рождения. Только представьте: относительно недавно такого источника вообще не существовало, а сегодня – самая большая площадка обо всем на свете на всех языках мира.
Чтобы не быть голословным – сразу к примерам! Первые персональные страницы о людях театра Украины датированы 2004 годом. Возможно, найду кого-нибудь еще более раннего, но сегодня такой страницей считаю статью о киевском режиссере Ирине Молостовой, которая была создана 30 января 2004-го. Всего же собрал сведения о 7 страницах того года "рождения". В 2005 году была начата работа над статьей о народной артистке Галине Яблонской (в этом году отметила 95-летний юбилей). Годы 2005-2006 характеризуются появлением 5-6 персональных страниц. Ситуация становится прорывной в 2007-2008 годах, когда количество таких статей достигает по два десятка в год (Виталий Малахов, Лариса Кадырова, Ирма Витовская, Михаил Мельник). В 2009-м счет идет на полсотни (Владимир Кучинский, Павел Арье, Сергей Проскурня). Период 2010-2016 – пара-тройка десятков, а с 2017 языковой сегмент выходит на уровень полусотни в год. И если первые годы характеризуются доминантой легенд прошлого, или "живых легенд", то ближе к сегодняшнему времени все более созданных статей освещают персоны молодого, актуального театра – статьи о Дмитрии Вивчарюке, Галине Баранкевич, Романе Халаимове и многих других появившихся в течение 2022 года. года.
Это что касается количественных характеристик.
95% персональных страниц о людях театра Украины не превышают объем в 50 тыс. знаков
Но не менее важны качественные. Здесь все гораздо скромнее, ведь 95% персональных страниц о людях театра Украины не превышают объем в 50 тыс. знаков. А исходя из того, что основной массив – это обычно простой перечень сыгранных ролей – получается, что если не статьи то вообще, а скорее заготовки. Для примера можно сравнить страницы двух режиссеров. Внезапно ушедший в мир иной Владимир Борисюк 19 января 2023-го и страница о котором появилась уже посмертно – это плюс-минус полный перечень режиссерских достижений плюс базовые биографические сведения. Объем статьи – 37 тыс. знаков. И сравним страницу главного режиссера Киевского Национального драматического театра им. Иван Франко Дмитрий Богомазов, где упомянуты лишь о 6 из 46 постановок, десяток наград и написаны несколько абзацев с перечнями драматургов, к творчеству которых он обращался. Общий объем – 10 тыс. знаков.
Статьи, которые шире простого описания творческих наработок, также можно найти. По иронии, почти все они о режиссерах – Раду Поклитару, Людмила Колосович, Евгений Лавренчук. Ни одна до сих пор не входит в категорию избранных статей "Википедии", а значит, есть куда расти.
Забегая на перспективу, следует также сказать о представленности украинского театра в других языковых сегментах. Сегодня вторым по наличию статей о наших актерах и режиссерах является российский сегмент – в пропорции 1:3. Пропорция англоязычного сегмента – 1:10, то есть только один из украинских художников из десятка, о котором есть страница на украинском, представлен на английском. Качественные показатели подводить еще очень рано.
Однако тенденция положительна, и википедийные "мышцы" художники набирают.
Специально для Gazeta.ua
Комментарии