Путин серьезно ранил украинскую экономику

Запад должен предоставить стране финансовую поддержку

Даже не начав масштабное вторжение в Украину, Владимир Путин уже наносит стране большие экономические потери. Запад не может стоять в стороне и смотреть, как это происходит. Экономический фронт в российско-украинской войне столь же решающий, как и военный. Требует такого же международного внимания, - пишет Андерс Аслунд для Atlantic Council.

Поскольку издержки нынешнего кризиса продолжают расти, западные лидеры должны активизировать свои действия и оказать существенную финансовую поддержку Украине, как они это сделали в 2014-2015 годах. В то же время украинскому правительству необходимо срочно вернуться к всеобъемлющей программе реформ, которые поставят экономику страны на гораздо более стабильную основу в долгосрочной перспективе.

С ноября 2021 года Россия все больше окружает Украину с севера, востока и юга с потенциальными силами вторжения, насчитывающими более 130 тыс. военных. Это наращивание военной мощи было названо крупнейшим в Европе за 30 лет и вызвало опасения по поводу крупнейшего конфликта на континенте со времен Второй мировой войны.

Неудивительно, что путинское бряцание оружием сумело напугать международное бизнес-сообщество несколькими способами. К середине января годовая доходность украинских еврооблигаций превысила 10%, что значит о их крайне низкой надежности, и что фактически лишило страну доступа к международным финансовым рынкам. Ни украинское правительство, ни крупные украинские компании больше не могут выпускать международные облигации.

Ни украинское правительство, ни крупные украинские компании больше не могут выпускать международные облигации

Еще одним ударом стало обесценивание украинской гривны, которая упала до годового минимума. Между тем почти все частные внутренние и иностранные инвестиции прекратились. Из-за неопределенности ситуации предприятия все более неохотно берут на себя финансовые обязательства, а некоторые транснациональные корпорации обязали иностранных сотрудников покинуть страну.

Страхование украинской экономики стало серьезной головной болью для властей страны, поскольку страховщики, покрывающие торговые перевозки и коммерческие рейсы, поднимают красные флажки в связи с предполагаемыми опасностями поездок в Украину. Излишне говорить, что индустрия туризма и деловых поездок фактически остановилась.

Путинская тактика запугивания - отличный способ удержать Украину в экономическом упадке и сделать ее уязвимой для давления Кремля

Хотя нет точных цифр, можно предположить, что угроза масштабного российского вторжения уже обошлась Украине в миллиарды долларов, которые она не может себе позволить. Альтернативные издержки, с точки зрения утраченного будущего экономического потенциала, трудно поддаются количественной оценке, но, вероятно, они значительно выше. Проще говоря, путинская тактика запугивания - отличный способ удержать Украину в экономическом упадке и сделать ее уязвимой для давления Кремля.

К счастью, финансовая отправная точка Украины в начале этого кризиса была достаточно хорошей. Государственный долг ниже 50% от ВВП, в то время как украинская экономика сильно выиграла от высоких цен на агропродукцию и железную руду за последние два года. На конец 2021 года международные валютные резервы Украины достигли $31 млрд, что является самым высоким уровнем за десятилетие.

В то же время Украина также имеет значительные обязательства по внешнему долгу. Компания Dragon Capital оценивает потребности Украины во внешнем финансировании в этом году в размере $8,5 млрд, из которых $5 млрд предназначены для финансирования дефицита бюджета, а $2,5 млрд необходимы для покрытия внешнего долга.

Западные партнеры Украины уже предлагают финансовую помощь. Предполагается, что МВФ очень скоро направит миссию в Украину и намерен заключить новое соглашение в дополнение к оставшимся $2,2 млрд резервного соглашения на $5 млрд, которые должны быть выплачены Украине весной 2022 года.

ЕС уже предложил 1,2 млрд евро макроэкономической финансовой помощи. Франция предложила такую ​​же сумму, в основном в виде кредита, на покупку электровозов Alstom, в которых остро нуждается Украина. Госсекретарь США Энтони Блинкен предложил кредитные гарантии на $1 млрд, а Канада предложила $0,5 млрд. В целом, это составляет примерно $6,4 млрд.

Кроме того, можно рассчитывать, что Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития предоставят в этом году около $1 млрд каждый. Будут поступать дополнительные двусторонние средства, поэтому общая финансовая поддержка Украины в 2022 году должна составить около $10 млрд.

Как только мы узнаем об исходе нынешнего кризиса, международное сообщество, обычно Всемирный банк, должны организовать встречу доноров для Украины, чтобы мобилизовать и скоординировать эти обязательства. В начале июля в Швейцарии пройдет ежегодная конференцию по реформах в Украине. Эта конференция станет хорошей возможностью подвести итоги финансирования Украины на 2022 год.

Хотя международная экономическая поддержка Украины и приветствуется, и необходима, Запад не должен и не может предоставлять такую ​​существенную финансовую поддержку безо всяких условий. Эти условия ясны: Украина должна возобновить экономические и управленческие реформы, которые администрация Зеленского остановила или допустила в них застой.

Украине необходимо провести настоящую судебную реформу. Высшие суды должны быть очищены от коррумпированных судей, а затем использованы для очистки нижестоящих судов

Самое главное, Украине необходимо провести настоящую судебную реформу. Высшие суды страны должны быть тщательно очищены от коррумпированных судей, а затем использованы для очистки нижестоящих судов. Параллельно необходимо деполитизировать Генпрокуратуру и СБУ.

Во-вторых, энергетические рынки Украины, находящиеся в настоящее время в неорганизованном состоянии, нуждаются как в либерализации, так и в более надлежащем регулировании. Большой разрыв между разными ценами на один и тот же вид энергии должен быть устранен, и государство должно выполнить свои обязательства. Частная добыча природного газа должна быть облегчена, чтобы Украина наконец-то стала самодостаточной. Стране также необходимо проводить декарбонизацию производства электроэнергии, то есть вводить альтернативные методы добычи энергии, включая световую и ветровую.

Офис Зеленского должен возобновить усилия по реформированию корпоративного управления крупными государственными предприятиями. Это означает назначение компетентных и независимых директоров в наблюдательные советы крупных компаний с полномочиями выбирать топ-менеджмент и принимать финансовые и стратегические планы.

Наконец, необходимо восстановить полномочия министров правительства. Министры должны назначаться на основе компетенции, а не из-за близких личных отношений с Офисом президента. Министрам также необходимо предоставить разумное время пребывания в должности, чтобы проявить себя.

При Зеленском было семь министров энергетики и пять министров экономики. Ни у одного не было достаточно времени, чтобы что-то сделать

При Зеленском в Украине было семь министров энергетики и пять министров экономики. Ни у одного не было достаточно времени, чтобы что-то сделать. Кабинет министров должен восстановить свою власть над экономической политикой и больше не страдать от телефонного диктата со стороны команды президента.

При достаточной международной поддержке и достаточной политической воле нынешний кризис может, в итоге, привести Украину в правильном направлении к более сильной экономике и верховенству права. Только так можно добиться более высокого уровня жизни и лучшего ее качества, что будет означать окончательную победу Украины в цивилизационном противостоянии с путинской Россией.

Перевод Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі