Киев допустил ошибку. Москва это использует
Минские соглашения противоречат международному праву
Разговоры о "нормандском процессе" и выполнении Минских соглашений возобновились после переговоров между президентом Украины Владимиром Зеленским и лидером Франции Эмманюэлем Макроном 8 февраля в Киеве. Перед этим Макрон летал к президенту страны-агрессору Владимиру Путину.
Самым большим сигналом, свидетельствующим о перспективах "нормандского формата", является то, что сначала говорили о встрече лидеров. А завершилось все тем, что 10 февраля встретятся советники глав государств-участников этого формата. Во встрече заинтересована Москва. Чтобы показывать Вашингтону, что она не прячется от разговора. В этом и состоит тактическое шествие Кремля. Киев допустил ошибку. Россия будет это использовать. Вытаскивает на разговор, чтобы смягчать напряжение в отношениях с Вашингтоном.
Суть ошибки состоит в том, что Киев не может определиться со своей тактикой, стратегией. Нам нужно было сначала изменить дискурс переговорного процесса. Не говорить о том, как выполнять Минские соглашения. Надо говорить о том, что они неконституционны, противоречат международному праву.
Киев не может определиться со своей тактикой, стратегией
Маркером возможного прогресса в мирном урегулировании являются два вопроса: освобождение военнопленных и прекращение огня. Их не поднимают. Хотя решить эти вопросы можно и без "нормандского формата". Ибо международное право здесь тщательно все регулирует.
В ходе встречи в Киеве Зеленский и Макрон договорились не делать больших шагов до завершения избирательной кампании во Франции. Там избирательная гонка начинается 10 апреля. Макрон, как и все, кто приезжает в Киев, ставит перед собой цель – помочь Украине и себе. У него выборы. Поэтому он поначалу уехал в Россию. Российское лобби во Франции очень крепкое. Визит сначала в Москву, а затем в Киев обеспечил несколько миллионов голосов.
Благодаря активной дирижерской роли Вашингтона все происходящее, к счастью, помогает Украине. Но есть опасности. Ситуация больше всего зависит от Киева. От слов, поведения, активности. Поэтому, когда мы говорим о поведении Берлина, Вашингтона, Парижа – оно совершенно понятно, прогнозируемо. Непрогнозируемо поведение украинского руководства. Это самое слабое место в сложившейся ситуации. Ермак и Зеленский не понимают, что им на руку сейчас любая активность. А отступление ведет к проигрышу.
Это ясно проявилось, когда возникла дискуссия с Вашингтоном – будет или не будет война. Ее хорошо использовала Россия на заседании Совета безопасности ООН (в январе во время заседания, созванного по инициативе США, глава российской делегации Василий Небендзя возразил, что РФ планирует нападать на Украину. Заявил, что украинские власти также это отрицают. – Gazeta.ua).
Непрогнозируемо поведение украинского руководства. Это самое слабое место в нынешней ситуации
Есть множество вариантов разрешать ситуацию, кроме Минских соглашений. Двигаться дальше путем их выполнения – это разрушать международную систему, организационную модель обеспечения сотрудничества в мире и создавать параллельную модель международного права, которую диктует Россия.
Потому что такие вещи как соглашение о Приднестровье, Минские соглашения, соглашение о Нагорном Карабахе, ядерное соглашение с Ираном – противоречат международному праву, ко всем относится Россия и все разрушают модель безопасности, которая действовала после Второй мировой войны.
Следует различать Минские соглашения и Минский процесс. Минские соглашения находятся в полумертвом состоянии. Вряд ли их смогут реанимировать. А Минский процесс может проходить где угодно, но только не в Минске.
Если власти согласятся на исполнение "хотелок" Москвы, Украина рискует потерять государственность. Потому что главная "хотелка" Кремля – чтобы Украины не было.
Роман Бессмертный, для Gazeta.ua
Комментарии