30 лет назад украинцы впервые избрали президента. И начались большие проблемы
Пора говорить о переходе к модели парламентской республики
1 декабря 1991 года 90 процентов украинцев подтвердили Акт Провозглашения Независимости Украины на Всеукраинском референдуме. Тогда весь мир получил доказательство того, что независимость – не только желание политических элит, но и воля народа. В этот же день украинцы избрали первого президента нашего государства. Так молодая парламентская республика начала двигаться к президентской форме правления, что создаст не одну проблему для граждан в течение следующих лет.
В первые месяцы независимости создание должности президента выглядело как очевидное и простое решение. Верховная Рада не работала постоянно, чиновники умели только выполнять наработанные в Москве задачи, а инфляция, дефицит товаров и ощущение ежедневной угрожаемости граждан требовали появления любого, кто возьмет на себя полноту ответственности за страну. Завышенные общественные ожидания были умножены на предыдущий опыт политических элит – авторитарные практики власти, когда решения первых секретарей ЦК КПСС не обсуждают, не оценивают, а только выполняют безоговорочно.
Одни становились миллиардерами, другие исчезали в лесах Киевской области
В первые годы независимости нехватка политического образования у граждан и отсутствие свободных медиа позволяли жителям Печерских холмов смещать баланс системы власти в нужную сторону. Придя к власти в 1994-м, Леонид Кучма сначала с помощью Конституционного договора, а впоследствии и благодаря Основному закону смог построить вертикаль, которая сконцентрировала жизнь страны в одном кабинете на улице Банковой. Леонид Данилович, используя свое влияние на исполнительную власть, местное самоуправление, Нацбанк, налоговую, силовиков мог превратить в ад или рай жизни любого украинца. Именно благодаря его бесконтрольной и безграничной власти одни становились миллиардерами, другие исчезали в лесах Киевской области.
Перезагрузка власти в результате оранжевой революции создала надежду на то, что Украина не пойдет по пути авторитарных соседей. В России и Беларуси президентская вертикаль выжигала любые ростки демократии. Но "любі друзі" и президент Ющенко пытались пользоваться инструментами власти времен Кучмы или даже находили новые. Именно Виктор Андреевич показал стране: не можешь уволить судью Конституционного суда, потому что нет на это полномочий, то отмени указ о назначении.
Революция достоинства смогла остановить смерч власти, которая перестала действовать в интересах народа Украины и использовала доступ к ресурсам и возможность применения насилия только для собственного обогащения и безопасности
Но уже через несколько лет после завершения каденции Ющенко его преемник Виктор Янукович продемонстрировал, как легко подчинить все государство под интересы одной семьи, когда система сдерживаний и противовесов не работает. Те времена – темный период украинской истории, когда все элементы власти кружились ритмично как праздничная карусель вокруг центра на Банковой. Только Революция достоинства смогла остановить смерч власти, которая перестала действовать в интересах народа Украины и использовала доступ к ресурсам и возможность применения насилия только для собственного обогащения и безопасности.
Послереволюционные президенты не изучили уроки предшественников. Петр Порошенко не утолил соблазн сконцентрировать в своих руках больше власти. Несмотря на то, что во времена Януковича его бизнес понес потери из-за действий государственных контролирующих органов, уже президентом он сохранил контроль над госрегуляторами, назначал руководителей Госбюро расследований и Национального антикоррупционного бюро. Так он мог вопреки Основному закону построить альтернативную исполнительную власть с собой во главе. Это вылилось в заседания "стратегической семерки", на которых отдельная группа влиятельных людей по вечерам в кабинете на Банковой принимала решение о судьбе страны без какой-либо легитимной процедуры.
Не стесняется лезть не в свой властный огород и Владимир Зеленский. При его каденции центр принятия решений окончательно перешел из Рады и Кабмина в Офис президента. Внесистемный политик быстро оседлал систему и использует ее изъяны по максимуму: здесь и увольнение судей Конституционного суда, и санкции для собственных граждан, и нарезание задач органам исполнительной власти, и собеседования с кандидатами в министры. Окружение президента позволяет себе принимать решения, влияющие на государственную безопасность и оборону, хотя не имеет на это полномочий.
Поиски мессии – украинская народная забава, в финале которой – разочарование для большинства
Агрессивное поведение всех президентов в отношениях с государственными институтами подняло уровень немотивированных ожиданий граждан. В канун каждых выборов украинцы ожидают, что вот уже следующий точно и суды справедливые сделает, и тарифы снизит, и зарплаты повысит. А кандидаты наперегонки не стесняются обещать то, чего не могут сделать без чрезмерного перетягивания властного одеяла на себя. Власть одного человека никогда не сможет решать проблемы государства и граждан, не "закручивая гайки", не находя любимых олигархов, не превращаясь в закрытую крепость, которая извещает страну, что положили еще километр дороги, прибыла очередная баржа арбузов, больница построена - при поддержке президента, конечно. Да и солнце сходит не без нее, скорее всего.
Поиски мессии – украинская народная забава, в финале которой – разочарование для большинства. Бесконтрольная власть соблазняет и делает зависимым.
Может, именно 30-я годовщина первых президентских выборов станет отправной точкой общественно-политического разговора о переходе Украины к модели парламентской республики, в которой власть распределена между многими, а потому последовательнее и эффективнее. Именно Верховная Рада каждый раз гасит пламя авторитаризма и беспредела, в которое периодически погружает страну тот или иной глава государства.
Андрей Андрушкив, для Gazeta.ua
Комментарии