Наш опыт разнообразия в неимперском обществе – гиперинтересный и уникальный
Имеем шанс реализовать "максимум разнообразия на минимуме пространства", что терпит поражение в Центральной Европе
Особенность, а также уникальность украинского политического и культурного опыта по сравнению с другими странами Европы для меня воплощается в вопросе: как хранить разнообразие, и при этом не быть империей? И иначе: как быть nation state и при этом сохранять множественность?
Мы забываем временами, насколько дискурс разнообразия и мультикультурализма был порождением имперского наследства. Как он утвердился в ХХ веке прежде всего в империях, попытавшихся раскаяться в своей имперскости (с разным успехом), - и прежде всего в грандиозной и напряженной встречи между бывшими колонизаторами и бывшими колонизированными. Большинство сегодняшних проблем Западной Европы, от миграции до кризиса мультикультурализма, - оттуда.
Центральная и Восточная Европа были в XIX-ХХ веках грандиозным оппонентом имперской идеи. Мы тоже порой забываем, насколько антиимперский принцип "самоопределения наций" обязан себе национальным процессам в Центральной и Восточной Европе XIX-XX веков, и насколько современная объединенная Европа наций обязана своим существованием этому принципу.
Восстание национального против имперского тоже не всегда является таким уж положительным - в радикальных проявлениях оно может вести к ксенофобии и ненависти к иному
Но восстание национального против имперского тоже не всегда является таким уж положительным - в радикальных проявлениях оно может вести к ксенофобии и ненависти к иному. И интересно, что главный для позднего ХХ века миф Центральной Европы, который создал Милан Кундера - "максимум разнообразия на минимуме пространства" - является скорее имперским Австро-Венгерским мифом, чем мифом национальным. Именно поэтому он сегодня в Центральной Европе терпит поражение - и именно поэтому здесь возможны Орбан и Качинский, которые на одной только ксенофобской риторике могут годами удерживать власть.
Украинский опыт здесь гиперинтересный - и, возможно, уникальный, но еще не осмыслен, ибо это опыт естественного разнообразия в неимперском обществе. У нас действительно есть шанс реализовать "максимум разнообразия на минимуме пространства". Появление в последние годы весомого крымскотатарского мусульманского голоса и опыта, все интереснее диалог между украинцами и евреями, разговор между различными христианскими конфессиями, между религиозными и светскими дискурсами - здесь очень и очень важен. Особенно на фоне нового империализма с севера, который уже никакого разнообразия не несет.
Поэтому вот они, важные украинские экзистенциальные вопросы: как хранить разнообразие, и при этом не быть империей? И иначе: как быть национальным государством и при этом сохранять множественность?
Текст является постом автора в Facebook и не написан специально для Gazeta.ua. Перепечатывается с разрешения автора.
Комментарии