В каких случаях домашнее насилие можно считать пыткой
Украина занимает третье место в мире по количеству поданных жалоб в ЕСПЧ о пытках
Штрафы и арест. Так украинское законодательство наказывает за домашнее насилие. Если в полицию впервые поступает сообщение о семейном насилии, обидчику грозит 170 грн штрафа. За повторение преступления предусматривается уже уголовная ответственность. В течение последнего года украинские суды неоднократно отправляли под арест домашних тиранов, которые осуществляли физическое и психологическое насилие против своих родных.
Но можно ли квалифицировать домашнее насилие как пытки? Здесь стоит отталкиваться от обстоятельств и рассматривать каждый случай отдельно.
Ратифицирована Украиной Конвенция ООН против пыток определяет пытку как "действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия".
Поэтому, если жертва домашнего насилия систематически страдает от обидчика и жалуется на этом правоохранителям, которые в результате никак не реагируют, то такую ситуацию можно рассматривать как "причинение сильной боли или страдания с ведома или молчаливого согласия государственных должностных лиц".
Украинское законодательство в сфере противодействия пыткам не соответствует международным стандартам
Впрочем украинское законодательство в сфере противодействия пыткам не соответствует международным стандартам. Осуществлять пытки в понимании Уголовного кодекса Украины может любой и по любым причинам. Должностных лиц государства выносят за скобки и не упоминают в законодательных актах в этом контексте. В результате, такой пробел значительно влияет как на подход к расследованию подобных преступлений, так и на судебную практику.
Если же жертва домашнего насилия не получает защиты от полиции и исчерпает все национальные инструменты защиты (жалобы в прокуратуру, судебные иски), тогда она может направить жалобу в Европейский суд по правам человека и доказать, что государство дало молчаливое согласие на совершение насилия. Здесь стоит вспомнить о другом международном документе - Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно статье 3 "Запрет пыток". "Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию", - говорится в ней.
Совершение домашнего насилия публичным должностным лицом может повлиять и на квалификацию этого преступления. На должностному лицу лежит большая ответственность, ведь оно наделено властью от имени государства. Если чиновник систематически осуществляет физическое или психологическое насилие над членами своей семьи и пользуется своим официальным статусом для избежания наказания, его жертвы также могут добиваться справедливой компенсации путем жалобы в ЕСПЧ. Но для этого необходимы доказательства, что государство игнорировало сообщения о систематическом домашнем насилии.
Действия или бездействие государственных органов является ключевым фактором в окончательной оценке домашнего насилия
В этом контексте можно вспомнить решение Европейского суда, в котором Францию признали виновной, поскольку ее органы не приняли достаточных мер для противодействия домашнему насилию над ребенком, хотя директор школы, в которой он учился, информировал о признаках жестокого обращения с ним со стороны родителей. Несмотря на многочисленные обращения и экспертизы, правоохранительные и социальные органы не замечали домашнего насилия, и как следствие, в 2009 году, девочку нашли мертвой... И хотя родители получили наказание за убийство, правозащитные организации не остановились и подали жалобу на бездействие государства, которое привело к смерти ребенка. В своем решении ЕСПЧ признал, что в этом случае со стороны государства есть очевидным нарушение статьи 3 "Запрещение пыток" Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поэтому, квалификация домашнего насилия зависит от уровня ущерба и тех, кто совершал преступление. Важно, что действия или бездействие государственных органов является ключевым фактором в окончательной оценке домашнего насилия.
За 2019 год украинские суды вынесли лишь 17 приговоров за нарушение статьи 127 УК (пытки). Это катастрофически необъективная цифра, ведь по данным правозащитных организаций количество фактов пыток составляет десятки тысяч ежегодно. Пострадавшими были признаны 4 ребенка, что тоже не соответствует реальным масштабам проблемы. Ежегодно ЕСПЧ рассматривает десятки жалоб о нарушении статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в Украине. На компенсацию пострадавшим государство тратит миллионы гривен и занимает третье место в мире по количеству поданных жалоб о пытках.
Антон Мороз, для Gazeta.ua
Комментарии