Метастазы репрессивной машины до сих пор разрастаются
Нам надо со спринтерской скоростью проходить тот путь, который мы должны были пройти еще 100 лет назад
Столкнувшись с коммунистической репрессивной машиной в начале ХХ века, украинцы понесли чуть ли не самые большие страдания за всю свою историю. Главная цель большевиков состояла в том, чтобы сломить сопротивление и деформировать наш социокультурный и политический уклады. И если с политическим вопросом на первом этапе расправились с помощью штыков и пушек, то с традиционным социокультурным устройством пришлось "поработать" еще не один десяток лет.
Важно отметить, что политика, самоидентификация социума и культура - это глубоко взаимосвязанные процессы, вытекающие друг из друга. Именно поэтому большевики понимали, что недостаточно установить только политический и военный контроль над украинцами, надо бить "в сердце нации".
Политические репрессии в СССР в основном касались не политических, а культурных оппонентов коммунистов, которые идентифицировали себя как независимых и свободных людей. И если до конца 1920-х большевики еще "подчищали" остатки военного и политического сопротивления в Украине, то уже в начале 1930-х основные усилия репрессивной машины были направлены на "социокультурное ядро" украинцев - селян.
От 5 до 8 миллионов погибших украинцев - это от 5 до 8 миллионов носителей свободы, национальной культуры и идентичности - враждебных понятий для коммунистов
Первыми пострадали те селяне, которые своим трудом и независимостью создали успешные и процветающие хозяйства. Так называемые "куркули" - это успешные фермеры, средний класс того времени, который хранил в себе украинскую идентичность. Большевики это понимали, поэтому для них селяне олицетворяли наибольшую опасность. Накануне Голодомора по всей Украине было зафиксировано около 5 тысяч селянских восстаний, по данным Института национальной памяти. Можно смело утверждать, что геноцид украинцев 1932-33-х годов - это апофеоз политических репрессий СССР в период до начала Второй мировой войны. От 5 до 8 миллионов погибших украинцев - это от 5 до 8 миллионов носителей свободы, национальной культуры и идентичности - враждебных понятий для коммунистов.
Голодомор оставил глубокую рану на теле украинской нации и привел к образованию коллективной психотравмы. Удастся ли ее когда-нибудь измерить в пространстве и времени, неизвестно. Украина до Голодомора и после - это две разные страны по своему социокультурному характеру.
Украина до Голодомора и после - это две разные страны по своему социокультурному характеру
Следующие этапы политических репрессий лишь "доводили до идеала" проект "большевистской Украины". По замыслу коммунистов, в ней не должно было быть ни неконтролируемой политической и культурной элиты, ни независимых селян и рабочих. По своей сути политические репрессии - это метод навязывания своего нарратива, в пространстве которого может существовать только та Украина, которую вы видите "здесь и сейчас". Все, что было до большевиков и все, что против них - не имело права на жизнь. Достоинство, свободу и время на прохождение собственного социокультурного пути становления в модерном мире - именно это потеряла Украина в ХХ веке.
После селян были репрессированы остатки интеллигенции, которые в свое время были усыпленные иллюзией лояльности со стороны большевиков. Но их использовали лишь для создания культурной ширмы, которая прятала от широкой публики истинное лицо СССР. Украина встретила Вторую мировую войну угнетенной, запуганной и униженной. Танки и пушки только добавили шрамов на ее теле, превратив страдания на часть национального сознания. Фактически, начиная с 1920-го года, Украина непрерывно видела насилие и унижение в течение четверти века. Целое поколение было уничтожено, и именно на их костях был возведен проект УССР, который на самом деле "работает" до сих пор.
Советский человек - это не продукт Украины, а УССР. В его сознании путь к успеху лежит исключительно через применение силы, а понимание достоинства крайне деформированное или вообще уничтожено; национальная идентичность является враждебным термином. Отсюда - тяга к "сильной руке", неустойчивость к манипуляциям и заниженная самооценка.
Советский человек - это не продукт Украины, а УССР. В его сознании путь к успеху лежит исключительно через применение силы, а понимание достоинства крайне деформированное или вообще уничтожено
"Большой социальный эксперимент" в виде СССР фактически разрушил естественный порядок жизни украинцев и отбросил наше общество в темную "пещеру", выход из которой мы уже видим, но до сих пор к нему не дошли.
Новый мировой порядок, который появился после Второй мировой войны, и задекларированные во всем мире права человека стали главной угрозой для СССР, ведь они били в самое сердце тоталитарной машины. Это открыло новый фронт борьбы украинцев и, одновременно, новую волну политических репрессий против диссидентов. И хотя политические репрессии проходили в условиях уже деформированного социокультурного сознания украинцев, диссиденты несли чрезвычайную угрозу для коммунистического режима. Они продемонстрировали СССР, что украинцы приспособились к новым условиям и начали вести войну за свое достоинство и свободу уже не на поле боя, а на советском и международном правовых площадках. В этом случае на стороне украинцев был уже весь прогрессивный мир.
В стратегическом измерении Украине удалось вырваться из того синтетического мира, который был создан большевиками. Впрочем, последствия массовых политических репрессий будут звонко шуметь в поведении людей еще много лет. Общество, 70 лет подвергалось унижениям и насилию, переняло репрессивные модели поведения и реализует их внутри себя. Поэтому, чтобы вырваться из установленного советской властью нарратива, следует бороться с ее метастазами. Нам надо со спринтерской скоростью проходить тот путь, который мы должны были пройти еще 100 лет назад, параллельно восстанавливая свой естественный социокультурный порядок.
Антон Мороз, для Gazeta.ua
Комментарии