Каждый третий украинец одобряет применение пыток "в отдельных случаях"
Последствия массовости пыток и безнаказанности субъектов преступления прямо отражаются на всем обществе
Пытки в Украине являются "обычным явлением", по мнению правозащитников. Расцветают в закрытых учреждениях вроде СИЗО, тюрем, интернатов, социально-реабилитационных центров и даже больниц.
Оценочное количество жертв пыток только в органах полиции составляло в 2015 году почти 63 тысяч человек, в 2017 - почти 100 тысяч, а в 2018 - 64 тысячи, согласно социологическому опросу. Такая оценка - не редкость, ведь исследование демонстрирует и высокую толерантность к пыткам в Украине. Каждый третий украинец считает допустимым применение насилия и пыток "в отдельных случаях". К примеру, если человека подозревают в тяжелом преступлении. Последствия этого трагичны. Их можно увидеть на примере резонансных событий, которые произошли в Украине только за последние полгода.
Количество жертв пыток только в органах полиции составляло в 2015 году почти 63 тысяч человек, в 2017 - почти 100 тысяч, а в 2018 - 64 тысячи
Осенью прошлого года в Днепре Государственное бюро расследований разоблачило четырех полицейских в применении пыток. Правоохранители задержали мужчину по подозрению в краже, по данным следствия. Когда же тот не признал вину, полицейские, не долго думая, начали "выбивать" у него признание в помещении отделения полиции.
В то же время разразился скандал вокруг одесского центра социально-психологической реабилитации "Світанок", где детей "воспитывали" дубинками и ледяной водой. Известно, что сотрудники охранной компании, обслуживающие центр, привлекались администрацией для "воспитания", били детей дубинками, электрошокерами и ремнем. В качестве наказания заставляли воспитанников центра приседать с вытянутыми руками до изнеможения. Одному из охранников уже объявили приговор по статье "пытки". Ему грозит до пяти лет лишения свободы.
Однако, это скорее исключение, чем правило. Большинству таких "охранников", "надзирателей" и "полицейских" удается уйти от ответственности, ведь зачастую подобные преступления квалифицируют не как пытки, а - превышение служебных полномочий и такие дела просто теряются среди других, куда менее серьезных преступлений.
К примеру, в 2018 году по статье 127 УК (пытки) было зарегистрировано 206 уголовных производств, а по ст. 365 (превышение полномочий) - 1629. Из них в суд пришли всего несколько десятков.
"Лидером" по количеству и уровню секретности пыток остается пенитенциарная система
Пока же "лидером" по количеству и уровню секретности пыток остается пенитенциарная система. В начале 2020 году в СМИ появилась информация о бунте, который узники якобы готовили в Алексеевской колонии №25. На место сразу выехали правозащитники, ведь указанная организация неоднократно фигурировала в скандалах, связанных с пытками. Однако, администрация колонии, нарушая закон, не допустила правозащитников к заключенным. В Харьковской правозащитной группе рассказали, что накануне "бунта" получили от узников сообщение об изнасиловании осужденных деревянной палкой и о том, что одново из находящихся там связали и бросили на семь суток без воды и пищи. Уже два месяца ситуацию мониторят как общественные объединения, так и Офис генпрокурора и Омбудсман.
Последствия массовости пыток и безнаказанности субъектов преступления прямо отражаются на всем обществе. Физически и психологически травмированые жертвы пыток рано или поздно выходят из мест несвободы, возвращаются в общество и проектирует свои травмы на окружающих. Эти проекции приобретают различных проявлений, но так или иначе - деструктивно влияют на ментальное здоровье популяции.
Физически и психологически травмированые жертвы пыток рано или поздно выходят из мест несвободы, возвращаются в общество и проектирует свои травмы на окружающих
Отсутствие справедливого наказания для обидчиков является следствием нескольких факторов: прикрытие "своих" со стороны правоохранительных органов, отсутствие эффективного документирования последствий пыток, а также несоответствия украинского законодательства международным нормам противодействия пыткам. Сейчас Украина является лидером по количеству жалоб на нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрет пыток) в Европейском суде по правам человека. Это приводит к значительным финансовым и репутационным потерям страны.
Решение критической ситуации с истязаниями в Украине должно начаться именно с этих трех направлений. В противном случае, негативные социальные проявления последствий пыток будут давить на украинцев с удвоенной силой.
Одним из инструментов, который потенциально может решить проблему с ненадлежащим документированием пыток в Украине, может стать Стамбульский протокол. Это - руководство, актуальность которого доказана во многих странах мира. С его помощью специалисты эффективно фиксируют и расследуют случаи пыток, что значительно повышает уровень противодействия этому явлению. Для имплементации Стамбульского протокола в Украине необходимо пройти долгий путь от обучения специалистов - до изменений в законодательстве. Однако, первые шаги уже сделаны и есть значительные надежды на позитивные изменения в этом направлении.
Сможет ли Украина наконец избавиться от наследства тоталитарного режима в виде толерантности к пыткам - покажет время. Однако каждый член общества должен понимать, что урожай, который порождают пытки, куда хуже "насилия в отдельных случаях".
Антон Мороз, для Gazeta.ua
Комментарии